С Праздником Крещения Господне!
abrod — 19.01.2022 История празднования Крещения Господне является ключевым элементом для понимания природы той пропасти, которая разверзлась почти тысячу лет назад между Западным и Восточным Христианством, приведя к появлению Римской Католической Церкви. Дело в том, что изначально до Халкидонского Собора 6 января праздновалось Богоявление, в котором совмещалось Рождество, Поклонение Волхвов и Крещение Господне, но после Халкидонского Собора возникла традиция праздновать Рождество отдельно 25 декабря, и термин Богоявление перешел на Крещение Господне, в связи с тем, что в этот день народ вперые "узрел" Троицу: Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил в виде голубя.В дальнейшем в Православной традиции этот праздник естественно оказался теснейшим образом связанным с праздником Преображения Господне, а в католичестве превратился в праздники поминовения Иоанна Крестителя и праздник Поклонения Волхвов, также известный как праздник Трех Царей.
Поэтому в Западной живописи вы почти не встретите такого канонического сюжета и одним из немногих исключений является картина Родрига ван дер Вейдена, сам факт появления которой раскрывает глаза на очень и очень многое.
(картинки кликабельны)
В частности эта картина или возможно икона была написала через двадцать лет после создания Бургундским герцогом Ордена Золотого Руна, что произошло практически одновременно с пленением бургундцами "кошмарной ведьмы" Жанны Д'Арк и передачи ее англичанам для казни как ведьмы. А через два года, а возможно и одновременно с написанием этой картины началась Война Роз в Англии, виновницей которой Шекспир считал кошмарную ведьму Жанну Д'Арк которая была реабилитации французским судом и Римской Католической Церковью через два года после начала Войны Роз. Что собственно и делает в политической истории искусств эту картина, а возможно и икону, помимо всего прочего символом переход от эпохи монашеских орденов к эпохе орденов рыцарских. Причем в западной традиции истории искусств эта картина связана с алтарем в монастыре Мирафлорес(картина справа сверху), а в Российской традиции искусствоведения, то есть науке о любви не только к Родине, но и к искусству, эту картину связывают с Луврским Благовещением (картина справа снизу), что собственно и отражает вышеупомянутую смену исторических эпох.
|
</> |