С падающим кирпичом!

В реальной жизни палочкой-выручалочкой являлась цена на нефть, стабильно затыкая любые дыры, позволяя путать бычий рынок с собственной гениальностью. Плюс к этому, крах СССР позволил высвободить огромные ресурсы от трат в виде танковых учений и энергосубсидий обделенных нефтью республик и направить их на экспорт.

Сочетание бурного роста физических объемов помноженных на не менее бурный рост цен позволил россиянам вместо отечественных танковых учений иметь западные компьютеры, машины и прочие плоды
Кстати, как я и ожидал, Европа начинает оправляться от кризиса:

Однако уже второй год цена на нефть в реальном выражении снижается. Весьма похоже, что драйверы толкавшие её вверх в нулевые выдохлись:

Можно предположить, что исторически высокая цена достаточно эффективно стимулирует потребителей искать способы экономии, а сверхприбыли производителей, с другой стороны, позволяют развивать альтернативные методы добычи. Как мы видим, добыча на месторождении Баккен продолжает расти, как и предсказывала модель, сделанная в апреле:

Примечание: Модель построена на предположении, что кол-во скважин будет увеличитваться следующим образом:

Но мало того, с другой стороны до сих пор мы добывали крайне дешевую нефть, основные капвложения в добычу которой были произведены еще во времена СССР. По стагнации темпов роста добычи видно, что простые способы исчерпаны, даже удержание от спада потребует иного уровня затрат и тем самым снизит величину добавленной стоимости при условии стабильности цен. Т.е. ресурсы, в том числе и трудовые, необходимые для нефтяной отрасли, будут расти, тогда как численность трудоспособного населения будет снижаться, что понижающее действует на потенциально возможный уровень ВВП на душу населения (количество работников падает, кол-во потребителей более стабильно).
Еще один понижающий фактор – выдыхающийся кредитный насос. Сейчас закончился сезонный всплеск и чистое извлечение ушло в минус.

Следующее восстановление теоретически возможно летом следующего года, но среднестатистический заемщик вероятно уже будет не так хорош. Продолжается рост безработицы, загибается к низу промпроизводство.


В таких условиях желающих брать в долг будет меньше, а тех, кто готов взять, но не собирается расплачиваться, будет больше. Сил, способных переломить данную тенденцию, не просматривается, скорее наоборот, это самоподдерживающийся процесс (больше безработных -> меньше потребление и т.д.).
Причем весьма любопытно, к чему приведет программа перекредитования запущенная крупнейшими банками. Если коротко, человек имевший 3 долга банкам Х, Y и Z по ставкам 40%, может погасить их взяв кредит у банка А по ставке 20%. Это действительно снизит уровень долговой нагрузки и поможет снизить количество банкротств. Однако возникает вопрос, что будут делать банки Х, Y и Z с внезапно привалившим «счастьем»? С одной стороны у них висят пассивы, по которым нужно платить, а с другой стороны кэш, который нужно куда-то пристроить. Испытывать особый энтузиазм по поводу отечественной экономики вряд ли есть причины, тут скорее есть интерес поиграть в валютные игры, и в расчете на падение курса рубля прикупить валюты (которая уже показывает соответствующие тенденции). Это будет толкать курс вверх, помешает импортировать товары, упадет объем перевозок, продаж и т.д. Однако это вряд ли особо поможет импортозамещающему производству (сколько отечественных производителей смартфонов вздохнет спокойнее?).
Возможно, проблема не стояла бы остро для другого типа экономики, дружественный для инвестирования и новых идей. Однако у нас одни метания с пенсионными деньгами надежно доказывают, что не существует никаких стабильных правил игры (как там пишут корифеи: "Волшебница доверие"? Хех!). Вместо этого руководство заботят новогодние корпоративы, стоимость которых вряд ли превышает 0,0015% ВВП. И действительно, зачем эти трудные решения? Пока что заткнем дыру чем-нибудь, а завтра наверняка выпадает «длинный кирпич» и все наладится само собой:

С наступающим нас! :)
|
</> |