с моего пульса убери руки: "Обрыв" И.Гончарова, театр "Бенефис", Елец, реж.

топ 100 блогов users-arlekin-09.07.2025

За творчеством Владимира Кузнецова я слежу давно и очень пристально, а с елецким "Бенефисом" познакомился, когда прошлой осенью театр привозил - и для "Бенефиса", в нынешнем статусе только что разменявшего четвертый десяток (при том отреставрированное "с иголочки" театральное здание гораздо старше и его история уходит во времена только что не чеховские... к "народному дому" постройки 1911 года), это были первые столичные гастроли! - "Отцов и детей" Тургенева в постановке опять-таки Кузнецова... к сожалению, показ в рамках "Золотого Витязя" (простигосподи) без всякого анонсирования и по бесплатным приглашениям скорее отпугнул, нежели привлек к спектаклю по-настоящему заинтересованную аудиторию московских БЛИ, а потому для зрительского сообщества и его медийного поля, тем более примадонн академии русского народного театроведения, прошел незамеченным, согнанные же организаторами фестиваля временнообязанные из смежных деревень едва ли смогли оценить достоинства режиссуры и профессионализм исполнителей в сколько-нибудь полной мере: 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4861199.html

Поэтому на премьеру "Обрыва" в Елец мы узким кругом надежных "бабушек" собирались целенаправленно и заранее, еще до того, как Владимир Кузнецов, во-первых, дебютировал наконец-то в Москве, поставив "Нашествие" Леонова "под крышей" театра им. Моссовета, а во-вторых, паче чаяния (сам не ожидая, по его признанию) получил главный приз "Золотой маски" за "лучший драматический спектакль большой формы", поставленные им во Владимирском театре драмы "Черные доски" по Солоухину...  Признаться честно, последние два факта, вроде бы отрадные, не столь уж безусловны, если разобраться: мне "Черные доски" удалось посмотреть лишь в записи (кстати, с их показом в Москве на "Золотой маске" еще хуже вышло, чем с елецкими "Отцами и детьми" на "Золотом витязе" - весь зал полностью отдан был, и в буквальном смысле, на откуп банковскому корпоративу, так что желающие купить билеты не могли этого сделать, а не знающие препятствий МЛИ и БЛИ оказались в кругу подвыпивших ради праздничка финансистов... что полноценному восприятию истории "духовного прозрения" Владимира Солоухина едва ли поспособствовало, да и сама история солоухинской "духовности", на мой субъективный вкус, "с душком"... и плюс к тому "Золотая маска" в ее теперешним варианте, даже по сравнению с прежней, тоже далекой от идеала... показатель небесспорный ), благодаря чему я, допустим, оценил умелое использование современных технологических наворотов и не теряющиеся в них актерские работы, но... вероятно, членам жюри премии "вживую" легче оказалось эмоционально посылом спектакля "проникнуться" ("до мурашек", ага...) и они в нем обнаружили достоинства, для меня оставшиеся скрытыми за пеленой трансляции; что касается свежепремьерного моссоветского "Нашествия" - тут я присутствовал на прогоне, спектакль на моих глазах рождался, и все-таки даже на уровне замысла остался для меня спорным, в чем-то любопытным и актуальным, в чем-то устарелым и неубедительным, увы:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4915027.html

Так что пополам с энтузиазмом и опасением я раньше, чем успел в гостиницу вещи закинуть, прямо с дороги, преодолев около 500 км практически без остановок, метнулся в театр на прогон... чтоб до премьеры или убедиться, что не зря ехали (я-то ладно, но остальные...), или психологически к премьере быть готовым, чтоб минимизировать разочарование... Но пользуясь формулировкой Нины Заречной, для Ельца фигуры знаковой, а для елецкого театра считай "тотемной" (то-то же ее силуэт и процитированная из "Чайки" реплика воспроизведены в центральном фойе "Бенефиса" на стене) - "и у меня отлегло, стало яснее на душе"! 

"Обрыв" сделан (в отличие и от "Черных досок", и от "Нашествия"...) тем же методом, что "Отцы и дети" - и мне кажется, на этом направлении Владимир Кузнецов нащупал, формирует, почти создал уже собственный индивидуальный художественный стиль - когда хрестоматийный сюжет не транспонируется напрямую в современную обстановку (или, как вариант, в недавнее прошлое - в поздесоветские годы, в постперестроечные 90-е... сегодня эта тенденция у многих режиссеров возобладала), но из аутентичной историко-социально-бытовой обстановки извлекается, универсализируется, абстрагируется с опорой на вневременные (необязательно психологические, эмоциональные - но и философские, и в том числе социальные) моменты... конечно, здесь у режиссера, положа руку на сердце, прослеживается до сих пор неизжитое (может быть Кузнецов от него и не желает полностью отказываться) влияние определенного типа театра... идущего от Някрошюса к Бутусову и далее... в любом случае подход работает эффективно и оказывается в отношении литературного материала раз за разом органичным. Персонажи елецкого "Обрыва" - те же, в сущности, "дети" и "отцы", только от Тургенева к Гончарову они малость повзрослели... игрушки променяли на книжки (сценическое пространство загромождают стопки фолиантов... впрочем, так и не развязанные до конца... после антракта книжный шкаф, откуда иногда выползают некоторые из героев, опрокинут набок)… однако умнее не стали. Переклички между двумя главными мужскими персонажами - Базаровым-Кирсановым/Волоховым-Райским - также напрашиваются (тем более, что и Базарова в "Отцах и детях", и Волохова в "Обрыве" играет один актер, Евгений Ермаков), но они скорее неизбежные, чем знаковые и важные по смыслу (Гончаров и Тургенев еще при жизни друг с другом выясняли, кто у кого "списывает"...); и не идейный конфликт оказывается здесь в фокусе внимания, а любовный, точнее, множество любовных: "люди любят не тех, кого надо" - остается повторить вслед за наивно-мудрой героиней "Аркадии" Стоппарда (ассоциации с которой, между прочим, уместны еще и потому, что у Гончарова - и у Кузнецова, соответственно... - тоже ведь идет речь о Райском... саде, о "грехопадении", об "изгнании".. а я заодно вспоминаю, что на первой научной, еще студенческой конференции, в которой мне довелось участвовать, среди прочего звучал доклад на тему "архетип рая" в прозе Гончарова! на материале, правда, "Обломова", а не "Обрыва"); в сюжетных перипетиях "Обрыва" одни герои свою любовь жертвенно и безответно дарят тем другим, которые жертву оценить не способны и не нуждаются в ней, а наоборот, насмешливо и жестоко ею пренебрегают... и так вне зависимости от социального положения, статуса, материальной обеспеченности, будь то самая простая блудливая девка или "благородная" доморощенная "эстетка"... Морализаторство при таком раскладе неуместно - никто здесь никому не судья, и меньше всех, конечно, "авторитетная" Татьяна Марковна, которую актриса Татьяна Милова играет на редкость сдержанно (поэтому на премьерном спектакле, казалось, слишком уж "сухо"... во время прогона у меня подобного ощущения не возникало); а вот показательный выплеск наружу долго удерживаемой и копившейся энергии, "обрыв" не как "падение", но как "лопнувшая струна" - этим действие наполнено через край, в нем помимо героев романа находится место персонажам, не соотнесенным с характерологией первоисточника, в программке обозначенным как "поющая", "подающая", "играющие" - одна из актрис выступает "рассказчицей", другая "комментирует" события вокалом, еще двое - инструменталисты-музыканты, прибавляют "дискотечного" колорита, но и действующие лица перебрасываются репликами, словно мячиками бадминтона; строго говоря - и мячиков, и музыки в спектакле перебор... трудно режиссеру пока еще ограничить себя в эксплуатации пусть и весьма удачных находок; тем не менее в "Обрыве", как до того в "Отцах и детях", использование эстрадных ретро-шлягеров (и снова из репертуара 90-х преимущественно - "Иванушки", "Гости из будущего"...) не превращает драматический спектакль ни в мюзикл, ни в извод "саундрамы", ни в представление с вставными песенно-танцевальными номерами, на которые публика реагирует с рефлексом собаки Павлова; хитовые мотивчики переосмыслены (попсовая мелодия может подаваться через "народный" вокал и восприниматься как "фольклорная", или прозвучать обрывочно, намеком... или вырасти парадоксально в совсем иную музыкальную тему...), они встроены в инсценировку и становятся естественным (интонационно в том числе) продолжением текстовых реплик, уточняют, а порой и на контрасте раскрывают их настоящую эмоциональную, чувственную подоплеку; ну и одновременно превращают инсценировку классического романа в динамичное мультижанровое шоу... "Обрыв" - четвертая работа Кузнецова в Ельце, помимо "Отцов и детей" имеется еще "Деревня" по Бунину, автору для здешних мест "родному", на предстоящий, 31-й сезон, обещана следующая премьера.. Неплохие - вкупе с музеями (не только Бунина) и городской архитектурой - елецкому "Бенефису" открываются перспективы в качестве направления внутреннего "театрального туризма"... а там, глядишь, недалеко и до "ангажемента на всю зиму". 

с моего пульса убери руки: Обрыв И.Гончарова, театр Бенефис, Елец, реж.
с моего пульса убери руки: Обрыв И.Гончарова, театр Бенефис, Елец, реж.
с моего пульса убери руки: Обрыв И.Гончарова, театр Бенефис, Елец, реж.
с моего пульса убери руки: Обрыв И.Гончарова, театр Бенефис, Елец, реж.
с моего пульса убери руки: Обрыв И.Гончарова, театр Бенефис, Елец, реж.
с моего пульса убери руки: Обрыв И.Гончарова, театр Бенефис, Елец, реж.
с моего пульса убери руки: Обрыв И.Гончарова, театр Бенефис, Елец, реж.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера бродящие по небу тучи никакого дождя не принесли. Утром опять было пасмурно, и меня по дороге со станции немного спрысныло тем, что дождём не назовёшь, но пылью сразу так приятно запахло. Сушняк. А напротив нашего дома продали полблока и строят дом, вернее собираются, всю траву сняли ...
Одна девица, дочь моей приятельницы, повесила мне на стену ВК "Супер сборник осени)))" (цы). Русский рэп & русская же попса. За что? За что? В 1:36 причём. Какого этого самого она не спит в это время, утром же на учёбу. На медсестру учится малышка. Пишет с ошибками. В подъезде завёлся нов ...
После Бородинской панорамы обороны Севастополя хотим гулять! Для этого надо где-то поставить машину. В пятницу! В общем, тут как в Европе — мы честно покрутились по центру ...
Революция в мире спорта, красоты и лечения боли! Кто бы мог подумать, какую пользу человеческому организму могут принести маленькие разноцветные ленточки - кинезиотейп, которые почти пол-века назад придумал один трудолюбивый японец по имени Кензо Касе. Уверена, эти ленты заинтересуют ...
Прогулялась с утра в поисках надписей на стенах - новое задание в сообществе prohodimcy Это объявление совсем не в тему, но пройти мимо не смогла. Скромненькое объявление на окне, выходящее на тропу вокруг здания. Что называется, на все руки от скуки) Правда что ли, от ...