а в Елец-то зачем?!

топ 100 блогов users-arlekin-09.07.2025

До прошлой осени мои представления о Ельце ограничивались упоминаниями города в текстах Чехова ("а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями"...), в лучшем случае Бунина... ну и, опять-таки вслед за "Чайкой", в "Идеальном муже" Богомолова:


- Мы поедем в Стокгольм!

- Зачем в Стокхольм?..

- Там нас обвенчают...

- А потом в Елец!

- А в Елец-то зачем?!

- У меня там бабушка...

Однако мы сами себе "бабушки", и когда елецкий театр "Бенефис" в Москву привез (впервые за тридцать лет существования приехав на гастроли в столицу!) постановку "Отцов и детей" Владимира Кузнецова - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4861199.html

- оказалось, что всхлипами Нины Заречной театральная жизнь Ельца давно уже не ограничивается; поэтому отправились на премьеру "Обрыва" того же режиссера целенаправленно, по счастью, не "в третьем классе с мужиками", а на машине, что тоже нелегко и неблизко (сотни км в один конец), зато по пути туда заехали к усадьбе фон Мекк, которую баронесса и незадачливая покровительница Чайковского выстроила для сына и вскоре продала. а на обратном к усадьбе А.Н.Хвостова - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4943048.html

- оба ансамбля в "неоготическом" стиле и оба в состоянии руинированных "заброшек" пребывают, развалившись причем, что характерно, не после 1917 года, а уже (просуществовав советские десятилетия худо-бедно в качестве социальных учреждений) в относительно недавние 90-е; любителям битых кирпичей и то в радость, а я просторы луговые предпочитаю, с разнотравьем... правда, и с т.н. Воргольскими скалами вышел облом (то ли мы не к тем скалам подобрались, то ли просто "типично елецкие скалы" выразительностью ландшафта уступают "типично псковским далям"...).  

К сожалению, не хватило времени, возможности - а прежде того сообразительности и подготовленности - оценить архитектуру Ельца, особенно "модерновую" ее составляющую (между тем "купцы" в Ельце были впрямь "образованные" и много чего в начале 20-го века успели понастроить... включая "народный дом", где сейчас располагается театр "Бенефис"); ограничились тем, что на виду - кафедральным собором (проект Константина Тона, соответственно, 19-й век) и близ него расположенной вниз по склону Введенской церкви (18-й век) с прилагающимся к ней бывшим домиком священника этой церкви на улице бывшей Введенской, ныне Профсоюзной, где квартировал одно время преподаватель елецкой мужской гимназии Василий Розанов, и еще одним домиком рядом, где самую малость позднее жил ссыльный будущий Наркомздрав тов. Николай Семашко... здание мужской гимназии, кстати, тоже сохранилось, и не просто в хорошем состоянии, а и в первоначальной своей функции (но школьники на каникулах и двор заперт) - всем им вместе взятым далеко, впрочем, до эффекта, который производит колоритный "эклектичный" небесно-голубой особняк некоего дагестанского подрядчика, выстроенный недавно аккурат напротив дома-музея И.Бунина... По всему городу разбросаны памятники Бунину - портретный бюст возле собора, через дорогу от военно-православного монумента; композиция "Бунин-гимназист" в городском парке; и скульптура Бунин-мэтр, вальяжно раскинувшаяся по соседству с мультимедийной инсталляцией (на текст "Жизни Арсеньева" опять-таки) и "цветным" фонтаном на площади у водонапорной башни. 

Помимо удивляющих размерами соборов и церквей разной степени сохранности и прочих интересных построек успели посетить:

1. Художественный музей - с одной стороны, предлагающий типичную для региональной (даже областного статуса, тем более районного) картинной галереи посредственную, из собраний местных "раскулаченных" помещиков надерганную коллекцию западно-европейской живописи, с фокусом на сомнительной атрибуции и душераздирающей истории обретения ("...найдена сотрудником краеведческого музея в одной из отдаленных деревень, который случайно заглянул в крестьянскую избу и увидел большой холст на подрамнике, отгораживающий люльку ребенка от русской печки...") отреставрированный "Портрет неизвестной", приписываемый венецианскому академику 18 века Натале Скьявони, в статусе "жемчужины", и уровнем несколько выше среднего раздел предреволюционного модерна с раннесоветским авангардом и соцреализмом (к тому же в отличие от многих городов, которые мне довелось прошлым летом посещать, в Ельце эти сокровища хотя бы показывают, а не прячут в подвалы, высвобождая площади под живописный мусор с цветочками, дитями и проч.), радует достаточно обширная подборка Николая Ульянова, в том числе хрестоматийный (и как это мы ее застали - вот она, не в пример театру елецкому, постоянно в столицах гостит на выставках) портрет Глаголевой и ранняя, с заметными отпечатками кубизма на лице, "Деревенская няня", а промеж них эскиз к портрету Ленина; вполне шедевральные холсты Клюна и Розановой; не всегда в идеальном состоянии, но в немалом количестве другие интересные вещи, Киселева, Щербиновского, Мешкова и т.д., малозаметные на их фоне, но "статусные" для музея "плевочки" Верещагина, Поленова, Айвазовского... одно из авторских (?)повторений "Вдовушки" Федотова... лично я бы "жемчужиной" назвал бы если не Розанову и не Ульянова, то "В питейном заведении" Синезубова (этого художника и в Третьяковке немного - а тут вон какая отличная вещь), но музейщикам с точки зрения маркетологии видней:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4941811.html

2. Дом-музей И.Бунина - в отличие от орловского музея Бунина, где я прошлым летом побывал - не столь богат на мемориальные и аутентичные бунинские раритеты (они попали в Орел кружным путем через Эдинбург, но в большом количестве, уездному Ельцу, ранее относившемуся к Орловской губернии, и даже областному Воронежу не досталось), зато располагается в постройке, хотя бы непосредственное отношение имеющей к биографии писателя, одном из четырех домов, где он квартировал (и дольше, чем в остальных) гимназистом, что описано в "Жизни Арсеньева" (а я ее после Орла прошлогоднего как раз удосужился наконец-то прочитать) и экспозиция предоставляет, хотя и при самом нехитром ее оформлении, ценную информацию по части "литературного краеведения", увязывая подробности текстов Бунина ("Легкое дыхание", "Поздний час"... и "Жизнь Арсеньева", конечно) с реальной топологией Ельца; обстановка, понятно, стилизованная; есть несколько предметов с претензией на мемориальность, включая ружье с историей, достойной скорее Боборыкина или Амфитеатрова, нежели Бунина (якобы Буниным подаренное деревенскому мальчику на охоте за меткую стрельбу, хранимое как реликвия в семье подросшего мальчика, на протяжении советских десятилетий, в том числе годы войны, закопанное в саду под грушей, впоследствии откопанное, легализованное и переданное наследниками в музей - кто теперь докажет, что Бунин этого ружья мальчику не дарил?..); а также обломки изразцов и осколки посуды в витринах шкапчика, найденные при раскопках (до Бунина еще копать и копать... и под грушами, и под антоновскими яблонями...) на месте бывшей родовой усадьбы в Озерках, где сегодня тоже отстроен любителями-доброхотами на предполагаемых остатках фундамента усадебный дом Бунина, сегодня уже и не энтузиастам-реконструкторам принадлежащий, и открыт (вернее, закрыт... указанный на табличке номер контактного телефона в сети не зарегистрирован...) бунинский музей, ставший финальной точкой нашего елецкого визита на обратном пути к Москве: 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4942003.html

3. Дом-музей Т.Хренникова - самым примечательным "экспонатом" которого, видимо, следует считать могилу композитора во дворе (похоронен согласно завещанию возле родных стен), доступ к которой свободный в часы работы музея; экспозиция внутри домика, где Хренников рос, собрана из мебели рубежа 19-20 вв., документов и фотокопий, портретов и нот - более-менее содержательно и обстоятельно выстроена, если смотреть с экскурсией; "бонусом" идут сувениры, привезенные Хренниковым с Донбасса (дань "актуальной повестке" на местном уровне); в отдельной витрине - подарки Хренникову (от Фиделя Кастро и Имельды Маркос в том числе); на стенах - эскизы дочери композитора к постановках театральных сочинений отца; стенды семейных фотографий (не только предков, но и потомках - Тихона Хренникова-младшего, кстати, я видел и слышал, как ни странно, в спектакле Камы Гинкаса "Ноктюрн" - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2440891.html

- ну и само собой афиши, первые издания партитур... концертные костюмы числом два, подчеркивают в экскурсии, первый и последний, других не было (ну это как "в музее Ленина два пальто простреленных"...), многочисленные награды и знаки регалий композитора, в секретарской должности остававшегося более полувека, с упоминанием благодеяний и замалчиванием, мягко выражаясь, компромиссов, с обязательным теперь акцентом на то, что даже сочиняя "артиллеристы, Сталин дал приказ", лучшей в мире музыкой сын церковного старосты (церковь облупленная стоит через дорогу от домика) продолжал считать звон православных колоколов:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4942160.html

4. Музей истории КПСС, культурный центр Сорокина, музей елецкого кружева и др.

Основная, хоть и не единственная, положим, достопримечательность всех этих музеев - персона их создателя и владельца, которого можно было бы назвать "образованным елецким купцом", если б сам он не предпочитал рекомендоваться "простым советским учителем" (причем физкультуры...), хотя для "простого учителя", даже и не только советского, одной недвижимости у него многовато, не считая ее наполнения всякого рода коллекциями... Художники, которым дядечка посвятил отдельный музей каждому - не местного происхождения, но все его друзья и подопечные, под конец своей жизни (сам он переживет всех своих посетителей несомненно) оказались связаны с Ельцом; живопись что Сорокина, что Блуднова, тем более Шевченко (в европах такое проходит в лучшем случае по разряду "арт-брют"...) всерьез воспринимать невозможно; если уж на то пошло - мне интереснее многофигурные соцреалистические холсты ленинской тематики (в частности, "Ельчане у Ленина" - местный колорит все-таки... наравне с бюстом В.В.Розанова - ! - затесавшимся тут же у забора промеж икон, значков и ленинских голов), это если брать в целом экспозицию "центра Сорокина", а не отдельный сарайчик с коллекцией "советской символики" под вывеской "Музей истории КПСС", где в виде "тотальной инсталляции" - продолжающейся и во дворе под навесом и под открытым небом! - собраны бюсты, портреты, книжные изображения Ленина и не только Ленина, а вождей всех мастей вплоть до Маленкова и даже Воротникова (не опознаваемого, впрочем, без Зайкова даже теми, кто его теоретически мог бы вспомнить...), бесчисленные кумачи, значки и т.п.; между тем в партии коллекционер не состоял, к теперешней КПРФ относится презрительно, да и местные елецкие власти честит почем зря; но вспоминает, как на диванчике в окружении живописных ню (того самого художника Сорокина) у него ночевал Жириновский - почему бы нет, я тоже могу порассказать, как "ночевал с Жириновским"... у кого и с кем Владимир Вольфович только не ночевал, в этом смысле его персональная мифология хоть и уступает ленинской, зато хронологически к нам куда ближе... - как из развалюх им воссозданы и достроены фактически целые усадьбы (тут снова задаешься невольно вопросом - на зарплату "простого советского учителя физкультуры"?..), в Музее елецкого кружева, помимо елецкого кружева собственно (которое экспонируется открыто, но не дай бог дотронуться рукой...), собраны и елецкие "рояльные гармоники", в филимоновские, дымковские, прочие игрушки, и всякая всячина от мебели до кухонной утвари и икон (официальные отношения с церковью и с православием у дядечки, насколько я понял, те же примерно, что с коммунизмом, КПСС и елецкой мэрией... вместе с тем, по его словам, не кто иной, как он спас от сноса большую часть елецких храмов!), ну то есть главным экспонатом неизменно остается он сам... и заодно экскурсоводом по не поддающимся рациональному истолкованию эллипсам собственной биографии, включая перипетии личной жизни (о жене и детях товарищ отзывается ненамного более лестно, чем о мэрии, коммунистах и церковниках):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4942439.html

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4942679.html

Не успели: в Краеведческий музей, здание богадельни (шедевр модерновой архитектуры - это даже с фасада ясно...); в Музей ремесел (расположенный в еще одном памятнике архитектуры модерна); в дом-музей Н.Жукова (художника, подобно композитору Хренникову, обслуживавшего всю жизнь запросы властей, начиная со сталинской, и признанного теперь за то православным патриотом)… это помимо слабо освоенного репертуара собственно театра "Бенефис" (с "Отцами и детьми" - всего два спектакля Владимира Кузнецова из четырех, им тут поставленных, включая "Деревню" по Бунину, очень меня заинтересовавшую.... а так-то спектаклей на афише десятки), ради которого, видимо, надо брать "ангажемент на всю жиму". 

а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!
а в Елец-то зачем?!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Число жертв цунами в Японии перевалило за тысячу. Количество жертв цунами в Японии, вызванном землетрясением 11 марта, превысило тысячу человек. Такие данные в субботу, 12 марта, приводит японское агентство "Киодо" со ссылкой на полицию. В то же ...
...
Поляки, столкнувшиеся с украинскими «беженцами от российской агрессии» думают, что их грязно надули – беженцы говорят по-русски, на «вражеском языке» для поляков. Почему не на украинском? * В Польше ухудшается отношение к украинским беженцам, констатирует Rzeczpospolita ...
В свете последних событий и разговоров о возможности наличия алкоголя в крови погибшего... Не знаю как артисты миманса, а артисты балета на сцену в нетрезвом виде выходили. Было дело. Давно. Как обстоит с этим сейчас не знаю. В последние годы не сталкивалась. А раньше бывало, причем ...
фото ...