С днем рождения, завод!


Сегодня многие говорят, что такому крупному предприятию не место в черте мегаполиса. Но давайте вернемся назад на те самые 78 лет.
В то время в стране функционировали 5 НПЗ, и все они располагались непосредственно в местах нефтедобычи. А потребность в топливе уже тогда остро стояла именно здесь: в Москве и прилегающих территориях. В 1936 году начинается строительство нового завода в Ухтомском районе (!) Московской области (!) недалеко от посёлка Капотня. Лишь в 1960 году Капотня была внесена в черту городу, а МНПЗ соответственно оказался на территории Москвы.

1 апреля 1938 года на заводе была переработана в бензин первая тонна нефти — эта дата и считается Днём рождения МНПЗ. Расчётная мощность завода в первое время составляла 155 тыс. т бензина в год, производимого из мазута Бакинских нефтепромыслов, который привозили баржами Москве-реке и выгружали в районе Братеевской поймы. Позднее была построена система магистральных трубопроводов.

С той поры прошло очень много времени. В годы войны, когда немцы стояли практически под Москвой, близость НПЗ была на руку нашим войскам, которые напрямую, без задержек получали топливо. После Победы, когда шло восстановление хозяйства страны, горюче-смазочные материалы также были просто необходимы растущей, строящейся столице.

Сегодня на Московском НПЗ работает порядка 2100 человек (а с учетом компаний-подрядчиков, общее количество занятых достигает порядка 6 тыс. человек), из которых подавляющее большинство – это жители Москвы и Московской области.
МНПЗ обеспечивает 34% потребностей всего московского региона в автомобильном топливе, а также снабжает столичные аэропорты. С 2013-го предприятие производит только топливо стандарта Евро-5, благодаря чему существенно снизились выбросы автомобилей (ведь 93% загрязнения воздуха в Москве дает автотранспорт, а потому качество и экологичность топлива здесь играют решающую роль). Завод производит почти 5 млн. тонн топлива ежегодно. А теперь давайте представим, что весь этот объем нужно откуда-то привозить в столицу. Автоцистерны-бензовозы в среднем перевозят примерно 8 тонн топлива. Т.е. если бы не было МНПЗ, для доставки такого количества бензина в Москву нужно было бы сделать 625 тыс. рейсов бензовозов (почти по 2 тыс. рейсов в день!). Пугающая перспектива для и так не простой транспортной ситуации в нашем городе.

Кроме топлива, завод производит инновационные битумы, которые значительно повысили качество строительства дорог в столице. Существенный вклад в развитие города делают и налоговые поступления от предприятия.
Спустя 78 лет, Москва все также нуждается в продукции МНПЗ. Это экономическая реальность, уйти от которой можно только пересев всем городом на велосипеды. И в этом факте нет ничего ужасного. Во многих крупных городах той же Европы есть свои промышленные предприятия. Расположение в черте города накладывает на них дополнительную ответственность и стимулирует наиболее быстрое технологическое развитие внутри отрасли. Главное, чтобы деятельность предприятия контролировалось как со стороны властей, так и со стороны жителей города.
На Московском НПЗ с 2011 года идет масштабная программа модернизации. Завершиться она должна к 2020 году, когда завод станет одним из самых технологически совершенных не только по российским, но и по мировым меркам. Но уже сейчас видны заметные результаты. В прошлом году МНПЗ начал тестировать автоматизированную систему мониторинга воздуха. Контролировать выбросы теперь могут как специалисты (система подключена к общегородской системе мониторинга окружающей среды, данные автоматически передаются в Мосэкомониторинг), так и сами жители (через табло «Экоинформера» с актуальными данными состояния атмосферы в зоне влияния завода). В 2012 году завод полностью перешел на очистные сооружения закрытого типа. А в марте начался монтаж резервуаров новых очистных сооружений «Биосфера», после введения которых процент очистки сточных вод увеличится до 99%.

Отрадно, что в таком возрасте предприятие начинает, можно сказать, новую жизнь. И в этой новой жизни вопросы экологии, судя по всему, будут занимать далеко не последнее место.
|
</> |