Русский пахарь и закон

топ 100 блогов werewolf000125.07.2022 Часть этой информации я должен был включить в книгу про Империю которую мы потеряли
https://www.litres.ru/aleksandr-afanasev/imperiya-kotoruu-my-poteryali-kniga-1-66036275/
Не включил. Слишком страшная она. Но сейчас понимаю что - зря не включил. Говорить надо правду какой бы она не была.

Итак, русский пахарь и закон.
Русский крестьянин до начала 20 века жил по своим, сильно отличающимся от наших законам и при своем суде. По этим законам человеческая жизнь не стоила и плевка, а вот жизнь рода, села, народа, общины, их способность к выживанию - была высшей ценностью и ограждалась от покушений самым суровым образом. Любое преступление рассматривалось с точки зрения того против кого оно совершено. Кража у помещика или у проезжающего не рассматривалась как преступление вовсе - а вот кража у соседа наказывалась. Суд крестьянин признавал только свой, суд схода который мог приговорить к чему угодно. Десять христианских заповедей проповедованы не были.
Отдельно про убийства. У нас принято горевать и сокрушаться по поводу жестокостей помещиков, все знают Салтычиху - но почему то никто не говорит про то сколько помещиков и дворян были убиты собственными крестьянами. А это огромная цифра. Думаю, в каждой дворянской семье был хотя бы один и хотя бы дальний родственник, убитый собственными крестьянами и все дворяне об этом знали. Каждый дворянин принимавший решение жить в своем поместье понимал что может быть сожжен, запорот вилами, задушен - и помощи не дождешься, расстояния огромные. Потому когда Сергей Сергеев в книге Русская нация, или Рассказ об истории ее отсутствия сетует на то что русские дворяне не жили в своих поместьях, не занимались ими - он забывает сказать почему так происходило. Жить хотелось. Крепостничество уже в начале 19 века было кровавым тупиком и дворяне предпочитали жить в безопасном городе а в поместье нанимать управляющего. Он воровал и обжуливал как крестьян так и хозяина, но крестьяне понимали что убивать его бесполезно - наймут другого.
Решение убить барина принималось на тайном сходе, и выбирались не только исполнители приговора, но и те кто примет на себя вину и пойдет на каторгу. Это были самые слабые и никчемные и в ответ на такую услугу мир обязывался кормить их осиротевшую семью до совершеннолетия детей. Потому дворяне понимали, что их убийство, будь такое случится - не будет раскрыто и виновные не понесут наказания - а рядом с их детьми будут жить убийцы отца, если таковое случится. Ни христианскими ни какими иными законами это не регулировалось, это считалось "послужить миру".
Думаю ни в одной другой стране мира взаимоотношения дворян и крестьян не доходили до такого и ни в одной стране мира дворяне не находились в такой опасности на своей земле. Я встречал воспоминания о том, что в дворянских семьях не только говорили на французском - но и вырабатывали систему условных слов, которым учили детей - чтобы не понимали крестьяне и домашняя прислуга.
Зверски жестоко карался поджог, убийство или похищение лошади - виновного забивали до смерти на месте.
Что же касается менее тяжких преступлений, расплатой за них служило определенное количество водки, выставляемой виновником сходу (эта вина стоит полведра вина). Любой сход заканчивался тяжелой, многодневной пьянкой - пропивали "виновное" вино. Иногда приговаривали "хозяйство нарушить, а деньги пропить" - все хозяйство виновного закладывали кулаку, деньги шли пропивать. Еще одной мерой наказания был поджог хозяйства виновного. Точно так же могли сжечь и барина.
Русский пахарь органически не понимал ни писанный закон ни гуманность. Если можно перерезать горло поросенку - почему нельзя человеку?

Все это дало свои жуткие плоды уже в конце 19 века, а к 1905 году вспыхнула настоящая жакерия с массовым уничтожением уцелевших дворян. Крестьяне жгли и растаскивали усадьбы, расстреливали иконы из ружей, испражнялись в церквях. По стране метались казаки и войска, чаще всего просто идя в атаку на бунтующие деревни, расстреливая и зарубая всех кто встретится. Или такой пример (у Столыпина). В одной деревне крестьяне зарезали в храме корову. На следующий день жители соседних деревень осадили виновную деревню, требуя выдать виновных, в противном случае угрожая сжечь деревню со всеми жителями. Виновные были выданы, 43 человека. Сход приговорил их к смерти, их вывели на площадь и по прочтении приговора тысячная толпа ринулась и растерзала виновных на глазах их жен и детей.
Заметим, это делали не фашисты. Это делали друг с другом люди одного народа.

К чему я это все? К тому что Столыпин был не прав. Дать собственность - этого мало. Нужно было еще десятилетиями взращенное уважение к закону с примерами жестокой кары для тех кто его нарушает - чтобы крестьянин приучился уважать закон и быть гражданином. Но увы, этого времени не было.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Предлагаю вашему вниманию 100 самых интересных Живых журналов 2014 года. В списке - блоги, входящие в топ50 по версии Livejournal, и дневники, перечень которых сформировался на основе опроса читателей, проведенного здесь . Не стану предлагать выявить «лучшего из лучших» - едва ли это н ...
Сержант греческой армии Ициос Димитриос (Δημήτριος Ίτσιος), обороняясь из ДОТа №Π8 стал причиной гибели 232 немецких солдат и офицеров. Он оборонял свой сектор, давая возможность безопасно отступить своим сослуживцам. Расстреляв все 38.000 патронов, он сдался. Расстрелян ...
Только сегодня на мониторе в холле подъезда увидела объявление, что с 28 апреля у нас отключат отопление. Ой! А ведь и правда, кажется отключили. А я и не заметила… А я спросить хочу… Мне тут время подошло платить за аккаунт ЖЖ, вот думаю: - заплатить 25, но разово, саморучно; - или ...
Раскопки. 1939г, Саффолк, Британия. Местная землевладелица приглашает археолога-самоучку посмотреть, нет ли чего интересного в курганах, которые находятся на ее земле. Он начинает копать, и откапывает целую погребальную ладью короля англо-саксов, а также вооружение, золотые пряжки, ...
О «Дне Охи» – и «Карибском кризисе» 28 октября 1940 года Греция вступила во Вторую мировую войну – и эта дата отмечается как «День О́хи». «'Οχι» по-гречески означает «нет» –  таков был ответ премьера Метаксаса на ультиматум итальянцев, требовавших права «войти» на ...