Русский авангардист Григорьев - на арт-передовой
volynko — 17.07.2022Волнения среди петербургской арт-общественности не утихают: один из самых дорогих русских художников ХХ века. Работы авангардиста Борис Григорьева продолжают пребывать среди самых популярных лотов аукционных домов с мировым именем.
Революцию не принял и бежал из России в 1919 году на лодке с
женой и четырехлетним сыном в Финляндию.
В дальнейшем жил и работал во Франции и других странах.
Помимо живописи занимался преподаванием теории искусства в Париже в
Русской академии, организованной Т. Сухотиной-Толстой, в
нью-йоркской Академии прикладных искусств, в Академии художеств в
Сантьяго (Чили).
Открыл личную школу прикладных искусств в собственном имении во
Франции.
Участник большого количества коллективных и персональных выставок
во многих странах мира.
Член Петроградского союза художников, имевший к тому времени
огромный международный авторитет. Как выдающийся портретист, Борис
Григорьев являлся дорогим мастером и создал цикл заказных
работ.
Стиль: Современный модерн с выраженным влиянием французской школы и российских "мирискусников". Фигуративная станковая живопись: масло, холст; иллюстрация, графика, рисунок и другие техники. Стиль оригинальный и по-своему глубоко реалистичный.
В чем же секрет обаяния их автора?
Портретист-фельетонист
Внебрачный сын очень образованной шведской матери Клары фон
Линденберг и простого управляющего банком Дмитрия Григорьева,
будучи усыновленным официально впоследствии, вырос, выучился,
прославился, и в наши дни стал именоваться «выдающийся
живописец и график Серебряного века Борис
Григорьев».
После революции он эмигрировал в Европу, поэтому на Родине его биография и достижения долгое время задвигались в закулисье.
Автор отличался весьма гротескным видением. Поэтому перед его картинами легко почувствовать себя, как во время диалога с остроумным собеседником. Хлесткие образы консьержки, старухи-молочницы, мужика с бородой и сборщика устриц не уступают в яркости и весе Репину и Айвазовскому. А еще он был «модным» портретистом, который передавал и суть, и настроение, и характер. Недаром актеры МХАТа после гастролей позировали ему, в чем есть — то есть… в гриме!
Григорьев написал Шаляпина в домашнем халате, возлежащего на диване, и театрального режиссера Мейерхольда в цилиндре, печальную Ахматову и Максима Горького в окружении персонажей пьесы «На дне» (но специально пригласивший художника в Италию писатель остался не слишком доволен портретом — хорошо, что сам факт этой работы спас Григорьева от сталинских лагерей…).
Бориса Гриогрьева считают «новатором», и очень осторожны с определением стиля, в котором работал художник. Реализм в картинах Григорьева чудным образом соединился с элементами символизма, кубизма и футуризма. При этом мастер никогда не покидал рамок фигуративной живописи, полагая, что все эти растекания краской по холсту — от лукавого.
«Пропустить через себя» творчество художника можно, посетив Третьяковскую галерею и Русский музей, располагающие картинами, преимущественно русского периода.
Помимо этого работы находятся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Художественном музее Филадельфии и Пражской национальной галерее. Большинство же полотен пребывают в частных коллекциях. Сегодня работы автора по-прежнему желанны как в музеях, так и на аукционах.
Последние десятилетия картины художника и без скандалов приковывают внимание аукционистов. В 2009-ом на торгах Sotheby`s его работа «Мать и дитя», на которой изображены жена и сын автора, стала топ-лотом и ушла с молотка за 1 370 500$. Причем первоначально картину оценивали в 500−700 000 $.
Также почти в два раза дороже эстимейта (предпродажной оценки) приобрели и другие полотна Григорьева — «Лики России» и «Понт-Ивент. Вечер».
В прошлом году григорьевская «Герань» на Sotheby`s была продана за 50 000$. Тем временем, в 2010-ом на аукционе Christie`s отдали 1 099 644$ за «Портрет мужчины». А в 2011-ом коллекционеров привлек потрет старца, «Монах», написанный художником в начале 20-ых годов прошлого века и ушедший за 816 500$.
Так что если пожелаете купить картину Григорьева, скажем одно: дорого. Порой — рискованно, ведь «зарубежное» наследие плодовитого художника мало изучено, как признают эксперты. Но соблазн велик: тот редкий случай, когда ценное новаторство просто… красиво!
Источник: arthive.com