Русские и прусские везде бивались - 14
qebedo — 07.03.2024 Jeszcze Polska nie zginęłaВеликопольское восстание 1806 года — единственное в истории восстание поляков после разделов Жечи Посполитой и до 1918 года, которое закончилось успехом. Потому что было инспирировано иностранцами, которые тут же прискакали на выручку толпищ повстанцев… Пруссакам после разделов досталась так называемая Великая Польша с центром в Познани, Серадзская земля (Серадз), Калишская земля (Калиш), Ленчицкая земля (Ленчица), Куявия (Бжесц-Куявски и Иновроцлав), Плоцкая земля (Плоцк), Равская земля (Рава-Мазовецка), Хелмская земля (Хелмно), Мальборкская земля (Мальборк), Мазовия (Варшава), Поморье (Данциг) и епископство Вармия. В смысле «прижима национальной идентичности» тут было получше, чем в Московии, но хуже, чем на Цесарщине, так что особой любви к королю Фридриху Вильхельму III великополяки не питали. Однако Аполион не стал ждать их спонтанного выступления и решил кинуть в оное сусло закваску, даже две — двух широко известных на родине персонажей, проведших последние лет десять в эмиграции…
Исторические области Польши (кликабельны)
Речь идет о генерале Яне Хендрике Домбровски и «писателе буков и рифом» Юзефе Руфине Выбицки. В 1794 году, после поражения восстания Косцюшки (она же Революция 1794 года), они эмигрировали и в 1806 году пребывали… В северной Италии. Ибо именно там в 1797 году были сформированы Польские легионы (два), потому что даже революционная Франция не хотела дипломатических неприятностей с Австрией, Пруссией и Россией, а Цизальпинская республика, а потом и Королевство Италия — чего с него взять, «независимое» государство, творит что хотит. Выбицки написал стих «Мазурка Домбровски» (хотя сперва, конечно, «Песня Польских легионов в Италии») на музыку Анонимуса, а Домбровский легионам командовал (одним). Бились оне супротив овстрийяцев и руссиянцев в Италии, а после Люневилльского мира их услали аж на Гаити, где почти всех убили бактерии желтой лихорадки (или бациллы?). Остались в Италии всего полубригада (полк) пехоты и полк улан, которые в 1805 году участвовали в завоевании Неаполитанского королевства.
И вот Аполион вспомнил про Домбровски, вызвал к себе и 22 октября в Дессау встретился с ним. Ампиратор приказал генералу следовать в Познань и «сформировать там имперские регулярные войска». Ян Хендрик уже через четыре дня набросал план набора 40 000 человек, а также попросил дать ему Выбицки «для исполнения гражданских дел». Аполион, находившийся уже в Берлине, дал добро Домбровски и произнес свою сакраментальную фразу: «Я посмотрю, достойны ли поляки стать нацией». Отважные повстанцы послали в Познань шпионов, которые доложили — кони стоят пьяные, хлопцы запряжены! Посему 6 ноября 1806 года Домбровски, Выбицки «и сопровождавшие их лица» на белых конях въехали в город. Их встречала целая манифестация восторженных великополяков. Так что уже на следующий день закипела военно-административная работа — создавались батальоны с эскадронами, система гражданской власти и местного самоуправления.
Ян Домбровски и Юзеф Выбицки
Добмровски был из семьи не особо знатного военного (полковника), наполовину немец (по матери), да и начинал службу по молодости в саксонской армии, потому для него была важна не только «вольности польска», но и «свобода, равенство, братство» Французской революции, ибо Просвещение (немцы очень любили просвещаться, а свободу и равенство — так себе). Потому аристократы смотрели на него, как Робеспьер на подозрительных, и он отвечал им тем же, стремясь опираться на образованных горожан. 9 ноября к восстанию присоединился Калиш, 10 ноября повстанцы столкнулись с пруссаками воле Остшешува (Шильдберга) и Кемпно (Кемпена), 13 ноября их поддержал Серадз. В Быдгоще генерал Антони Амилькар Кошиньски столкнулся с сильным сопротивлением прусский войск (их тут стояло больше всего), а также с быдлежом со стороны французского интенданта — поляки еще не были знакомы с этой саранчой, способной разорять целые города.
Повстанцы заняли Ясну Гуру — монастырь, где хранилась икона Матки Боски Ченстоховски, самая авторитетная икона в Польше. «Парад польской независимости» был столь успешен, что 9 декабря 1806 года Домбровски провозгласил всеобщее восстание, объявил посполитое рушение (мобилизация шляхты и отрядов крестьян, которые та должна снарядить) и одновременно набирал в регулярные войска по одному человеку с 10 хуторов. К январю 1807 года в Калишском и Познанском департаментах набрали уже 20 000 солдат, всего же численность отрядов достигла 23 000. 1 января 1807 года во главе оных войск Домбровски пошел на Лович, где устроил армейский смотр — там ему торжественно поднесли жезлу знаменитого руссо-укро-бойцы Штефана Чарнецки. 3 января начальник штаба Большой армии маршал Бертье подписал приказ о создании двух польских бригад — Познанской генерала Винценты Аксамитовски и Калишской Станислава Фишера. Обе бригады были сведены в дивизию, которой командовал Домбровски, добавив к ним полк кавалеристов под командою полковника Яна Михала Домбровски, сына генерала.
Антони Косшиньски и Юзеф Зайончек
Дивизия 7 января выступила на Быдгощ, на подмогу Кошиньски, который вовсю уже бился с пруссаками. Однако недовольные аристократы подсидели «героя Италии». Сперва дивизию разбили на три легиона — Познанский под командою Домбровски, Калишский еще одного «героя Италии» (командира второго легиона) Юзефа Зайончека и Варшавский князя Юзефа Антона Понятовски, всех заслуг которого было то, что он являлся племянником последнего короля Жечи Посполитой Станислава II Августа (Аполион любил эти игры в «голубую кровь», да). Сделано это «жжж» было неспроста — Домбровски не взяли в Правящую комиссию, орган руководства Варшавским герцогством, созданным указом Аполиона 14 января 1807 года, и в Генеральную директорию (кабинет министров) тоже не взяли — главой Военной коллегии стал «генерал легиона» Понятовски. Калишский легион отправили на осаду Грундзендза (см. предыдущую серию), Варшавский пошел на соединение с Большой армией у Данцига, и только Познанский дошел до Быдгощи, откуда выдвинулся к Тчеву (Диршау) и Гнезно (Гнезен). Оба города были захвачены, но потом оставлены — Домбровскому продолжали вредить, распустив посполитое рушение, после чего легион, понесший потери, пришлось вывести в начале февраля 1807 года на переформирование.
Переформированный Познанский легион составили шесть батальонов, три кавалерийских эскадрона и 2 000 «посполитых рушенцев» под командой Михала Сокольницки. 15 февраля авангард легиона снова захватил Тчев, однако пруссаки опять выбили поляков из него. Как следует напившись по случаю праздника 23 февраля, легионеры в третий раз взяли Тчев после семичасового боя — Домбровски был ранен, его сын потерял руку и остался инвалидом, получив звание бригадного генерала. Команду над легионом принял Кошиньски. После чего и Познанский легион присоединился к французам, осаждавшим Данциг. Восстание было закончено, создано великое герцогство Варшавское, но нацией поляки стали какой-то «не совсем» — великим герцогом стал король Саксонии Фридрих Август I (опять игры в «голубую кровь» — его папА же был королем Жечи Августом III). Посему часть польских солдат предпочли статься в «итальянской службе» — из них в феврале 1807 года набрали Надвислянский легион, который перебазировался в Вестфальское королевство (управляемое Джеронимо Буонапарте, ака Жеромом Аполионом), а в феврале 1808 года принятый на французскую службу как Легион Вислы.
|
</> |