Русская тема в кинофильмах Третьего рейха.
clio_historia — 02.03.2021В советские времена было, вообще, «не принято» упоминать, что в нацисткой Германии снимались какие-то ни было игровые фильмы на русскую тему. Даже в солидной монографии Н.И. Нусиновой, посвященной русскому кинематографическому зарубежью 1918-1939 годов, вышедшей уже в XXI веке, эта тема обходится стороной.
И это при том, что в кино Третьего рейха активно работали не
только знаменитая звезда Ольга Чехова (1897-1980), но и режиссер
Виктор Туржанский (1891-1976), актеры Николай Колин (1878-1966),
Борис Алекин (1904–1942) и др.
Известный исследователь нацистской истории А.В.Васильченко в своей
книге о кинематографе нацистской Германии тоже не акцентировал
своего внимания на русской тематике немецких фильмов данного
периода.
Место действия нацистских фильмов о России, как правило, разворачивается в далеком («Фаворит императрицы», «Кадеты», «Варшавская цитадель», «Станционный смотритель», «Эта упоительная бальная ночь», "Мюнхгаузен") и недалеком («Агент Азеф», «Броненосец «Севастополь» - Белые рабы») прошлом, хотя возможен и современный период («ГПУ»), Германия, Россия, другие страны.
Анализируемые нами фильмы создавались в основном во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов, в эти же годы они и были показаны на западных экранах. В целом на русскую тему в нацистской Германии в среднем снималось 1-2 игровых фильма в год.
С приходом к власти Гитлера четко обозначилась тенденция противостояния Третьего Рейха и СССР. Поэтому в нацистском кино существовали две концепции отражения «русского мира»: Россия царская, Россия эмигрантская могли получать позитивную кинематографическую трактовку («Фаворит императрицы», «Эта упоительная бальная ночь», «С полуночи» и др.), в то время как большевизм и Советы, напротив, всегда выглядели на экране негативно («Броненосец «Севастополь» - Белые рабы», «ГПУ»).И здесь надо отметить, что после нападения Германии на СССР в июне 1941 года царская и эмигрантская Россия явно ушла в Третьем Рейхе в кинематографическую тень, в лучшем случае оказываясь на периферии сюжетов (например, в виде изображения отдельных русских в эпизодах), в то время как в вышедшем в 1942 году фильме «ГПУ» нацистский кинематограф активно разоблачал «происки большевицких шпионов»…
Кроме того, в отличие от советского кинематографа, где только с июля 1941 по декабрь 1942 года было снято свыше 70-ти короткометражных (включая новеллы в «Боевых киносборниках») и полнометражных игровых фильмов, непосредственно отражающих события текущей войны с Германией, нацистское кино делало ставку на оперативную военную хронику.
Ощутим ясный пропагандистский посыл, направленный на то, чтобы убедить аудиторию в том, что:
- величие России осталось в далеком прошлом, когда Россия была империей, при которой расцветала культура (комедия о жизни российской знати эпохи императрицы Елизаветы
- «Фаворит императрицы», музыкальная мелодрама о жизни П.И. Чайковского «Эта упоительная бальная ночь» и др.);
- вместе с тем, и в прошлом имперская политика Россия могла быть опасной для других европейских стран («Варшавская цитадель», «Кадеты»);
- после 1917 года сочувствие могут вызывать только русские, пострадавшие от большевиков и эмигрировавшие на Запад («Броненосец «Севастополь» - Белые рабы», «С полуночи» и др.);
- большевики осуществляют массовый террор – как по отношению к представителям элиты общества, так и к мирному населению и стремятся превратить русский народ в рабов («Броненосец «Севастополь», «ГПУ»);
- вооруженное сопротивление большевикам оправдано и необходимо («Броненосец «Севастополь», «ГПУ»).
В целом идеологический и политический контекст мировоззрения, изображенного в нацистских игровых фильмах на русскую тему, можно, наверное, представить следующим образом):
Являясь продуктом массовой/популярной культуры, нацистские фильмы на русскую тему опираются на фольклорные и мифологические источники, в том числе на традиционные представления Западного мира о «загадочной русской душе».
В этом отношении интересен фильм Карла Антона (1898-1979) под красноречивым названием «Броненосец «Севастополь» - Белые рабы» (1937), в котором отчетливо использован блестяще созданный Сергеем Эйзенштейном миф о восставшем «Броненосце «Потемкине» (1925).
Что вовсе не случайно, так как еще в 1933 году на встрече с немецкими кинематографистами тогдашний руководитель ведомства культуры министр Й.Геббельс о фильме «Броненосец «Потемкин» сказал буквально следующее: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это еще раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами» [цит. по: Васильченко, 2010, с.5].
Таким образом, это был своего рода госзаказ на создание нацистского аналога фильму С.Эйзенштейна. И в 1937 году этот заказ был выполнен К.Антоном.
В фильме «Броненосец «Севастополь» - Белые рабы» на корабле, как и у С.Эйзенштейна, тоже восставали матросы. Но это событие было подано с противоположным знаком – восстание на «Броненосце «Севастополь» поднимают злобные и жестокое большевики, которые убивают благородных офицеров, священников, насилуют женщин, жгут православные иконы…
Но, слава Богу, находится русский офицер, граф Константин Волков, который собирает настоящих, преданных России моряков, разоружает мятежников и освобождает пленных.
В финале фильма граф Волков произносит концептуальную фразу «Броненосца «Севастополь»: «Эта беда касается не только России. Враги цивилизации должны быть уничтожены. Борьба продолжается!». А затем его мысль продолжает кто-то из соратников: «Народы пока не замечают этой опасности…».
Жанровые модификации: в основном – драма и мелодрама. При этом к созданию фильмов привлекались, разумеется, не только актеры русского происхождения, но и немецкие звезды.
Базовые драматургические стереотипы :
- любовные приключения из жизни русских аристократов;
- страдания русских эмигрантов, сбежавших от большевизма;
- разрушение большевиками мирной, безмятежной и счастливой жизни людей, захват ими корабля, города, массовый коммунистический террор (расстрелы, казни, пытки и т.д.) по отношению к мирному населению, включая женщин; борьба лучших представителей русского народа с большевиками.
В частности в фильме «ГПУ», поставленном одним из наиболее заметных нацистских режиссеров, членом национал-социалистической партии с 1925 года Карлом Ритером (1888-1977), главные положительные герои - Ирина и Петер попадают в подземную тюрьму, находящуюся в здании… советского консульства в Роттердаме. И все бы для них кончилось печально, если бы это не случилось в мае 1940 года. Но именно в это время нацистская армия начала оккупацию Голландии. Так что, воспользовавшись бомбежкой и паникой советских «дипломатов», Петер убивает палача-чекиста, освобождает из камеры полуживую Ирину, а затем помогает ей выбраться на улицу, по которой уже едут танки Вермахта. Тут и свобода, и свет, и счастье, и торжество справедливости…
Приемы изображения действительности (иконография)- обстановка, предметы быта и т.д. Скромные жилища и предметы быта «простых» персонажей (разумеется, если они не в советских казематах); роскошная обстановка жизни русской аристократии. Быт большевиков показан с долей гротеска, но в целом также на правдоподобном уровне (портреты вождей на стенах и пр.).
Типология персонажей (их ценности, идеи, этика, одежда,
телосложение, лексика, мимика, жесты) Возраст персонажа: 18-60 лет
(мужчины), 18-30 лет (женщины). Внешний вид, одежда, телосложение
персонажа:
a) российские персонажи царских времен, как русские персонажи,
эмигрировавшие от большевицкого режима на Запад, одеты в
зависимости от социального статуса: роскошь императорского двора
(«Фаворит императрицы»), скромность станционного смотрителя
(«Почтмейстер») и т.д. Внешность этих персонажей, как
правило, привлекательна, особенно у особ аристократического
происхождения;
b) персонажи-большевики, как правило, одеты в форму с
соответствующими атрибутами (кожаная куртка, пулеметные ленты,
маузер и пр.), они обладают крепким телосложением, хотя могут иметь
и заурядные физические данные; физиономически выглядят в
большинстве случаев неприятно;
c) персонажи-жертвы большевицкого террора одеты в зависимости от
своего социального статуса, их телосложение варьируется в широком
диапазоне и зависит от контекста конкретного фильма; внешность
персонажей-женщин, как правило, привлекательна.
Социальное положение, профессия: социальное положение русских и советских персонажей (аристократы, офицеры, эмигранты, простые русские люди, большевики и пр.) существенно отличается в зависимости от конкретных сюжетов фильмов. Семейное положение персонажей также зависит от конкретных сюжетов фильмов.
Черты характера: жестокость, подлость, сексуальная одержимость, целеустремленность, враждебность, хитрость, сила (большевицкие персонажи); благородство, сила, целеустремленность, смелость (положительные персонажи – аристократы, эмигранты, люди творческих профессий, интеллигенция и пр.).
Большевицкие персонажи показаны злыми, грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, активной жестикуляцией и неприятными тембрами голосов. Положительные персонажи, напротив, галантны, обладают приятными тембрами голосов. В целом характеры всех персонажей нацистских фильм на русскую тему прочерчены пунктирно, без углубления в психологию.
Ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.) персонажа: в фильмах с персонажами-большевиками («Броненосец «Севастополь», «ГПУ) четко проявлены коммунистические ценности в купе с ориентацией на атеизм, террор и насилие. Ценности положительных персонажей близки к «общеевропейским».
Поступки персонажа, его способы разрешения конфликтов:
поступки персонажей продиктованы развитием упомянутых выше
стереотипных фабул медиатекстов. В действиях большевицких
персонажей доминирует жестокость и беспощадность, у их жертв
отчетливо ощутимы либо обреченность и страх, либо желание
сопротивляться до конца.
Поступки русских персонажей из нацистских фильмов, действие которых
разворачивается до 1917 года, зависят от конкретных сюжетов и
жанров и могут варьироваться в широком диапазоне – как
отрицательном (русские персонажи в военной драме «Кадеты», так и
положительном – П. И. Чайковский в музыкальной мелодраме «Эта
упоительная бальная ночь»).
Существенное изменение в фабуле и жизни персонажей, возникшая проблема, поиски решения проблемы В лентах, в которых задействованы персонажи-большевики, мирная и счастливая жизнь положительных персонажей прерывается агрессивными действиями революционных матросов, чекистов и пр. отрицательных личностей.
Возникшая проблема: в результате большевицкого беспредела жизнь положительных персонажей под угрозой. И есть только один способ ее решения – борьба с большевизмом. В фильмах, действие которых происходит до 1917 года (вариант – картины из жизни среды русских эмигрантов), изменения в фабуле более разнообразны и не столь строго подчиняются стереотипам.
Александр Федоров, 2013
Избранная фильмография немецких фильмов 1930-х - 1940-х
годов на русскую тему (распределение по
годам):
Агент Азеф / Lockspitzel Asew. Германия, 1935.
Фаворит императрицы / Der Favorit der Kaiserin. Германия,
1936.
Броненосец «Севастополь» - Белые рабы / Panzerkreuzer "Sebastopol"
- Weisse sklaven. Германия, 1937.
Варшавская цитадель / Die Warschauer Zitadelle. Германия,
1937.
С полуночи / Ab Mitternacht. Германия, 1938.
Эта упоительная бальная ночь / Es war eine rauschende Ballnacht.
Германия, 1939.
Дорога на Тильзит / Die Reise nach Tilsit. Германия,
1939.
Кадеты / Kadetten. Германия, 1939. Режиссер Karl Ritter.
Почтмейстер / Станционный смотритель / Der Postmeister. Германия,
1940.
ГПУ / G.P.U. / The Red Terror. Германия, 1942
Мюнхгаузен / Münchhausen. Германия, 1943