Русская архитектура на иконах. Продолжение
galik_123 — 16.06.2023Начало
В зале Музея русской иконы на третьем этаже собраны иконы разного времени с изображением многих святых и основанных ими монастырей. По большей части это небольшие по размеру образа, так называемые раздаточные, которыми благословляли богомольцев, посетивших монастырь. Через них подобные иконы широко расходились по всей России, становились домовыми образами и доносили до самых широких слоев общества знание и представление о святых местах. Данный тип икон стал особенно популярен в XVII-XIX веках. Монастырский ансамбль на них обычно изображен с большой точностью, как и окружающий его пейзаж: сад, близкая роща, река или озеро на переднем плане. Итак, посмотрим на иконы с изображением ансамблей монастырей и попытаемся их сравнить с фотографиями этих обителей.
Преподобный Нифонт Кипрский и праведный Артемий Веркольский, конец XVII века. Соликамск
Артемиево-Веркольский монастырь - мужской православный монастырь Архангельской епархии. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) ещё отроком часто посещал Веркольский монастырь, когда отправлялся из дому в Архангельское духовное училище. Будучи уже уважаемым священником, ежегодно при посещении родной Суры останавливался в монастыре на ночлег.
Артемиево-Веркольский монастырь, конец XIX века. Фото: википедия
Сюжетом для следующей иконы послужил рассказ из "Жития Прокопия Устюжского о чудесном спасении им города от каменной тучи". На фоне холмистой, поросшей лесом и редким кустарником местности представлены блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские - покровители Великого Устюга. Святые изображены в рост, в предстоянии Христу, написанному на облаке в верхней части иконы. Прокопий одет в красный, ниспадающий с плеча плащ и ветхие сапоги, в его левой руке - три кочерги. Иоанн облачен в белую, ниспадающую с правого плеча одежду. В центре - изображение огненной тучи, с падающими в лес камнями. Внизу, у ног святых, - пятикупольный белоснежный храм.
Прокопий и Иоанн Устюжские, середина - третья четверть XVIII века. Великий Устюг
Первое здание Прокопиевского собора построено после 1471 года по обету ратными людьми, ходившими в Нижний Новгород. Церковь первоначально носила название во имя князей Бориса и Глеба: Прокопий в то время не был ещё прославлен и причислен церковью к лику святых. Этот храм сгорел от молнии в 1420 году. Была построена новая церковь в 1495 году во имя праведного Прокопия. Храм был деревянный, скромный по размерам и внутреннему украшению. В следующем 1496 году эта церковь тоже сгорела. После этого до 1668 года храм в честь Прокопия строился несколько раз, в этом же году гость Афанасий Федотов Гусельников, по прозвищу Скорая Запись, построил над гробом преподобного Прокопия каменную церковь с папертью и колокольней. Перестройки собора производились при архиепископе Александре (1690) и при Боголепе (1720) и др.
Собор Прокопия Праведного. Фото: turvu.ru
Больше всего икон в коллекции музея с изображением Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря. Первое монашеское поселение возникло в 1429 году, когда здесь обосновались преподобные Савватий и Герман, проведшие на острове в уединении шесть лет. В 1436 году, после смерти Савватия, на остров прибыл Зосима, основавший здесь обитель и две деревянные церкви - Преображения Господня и Николая Чудотворца. О Соловецком монастыре подробно в ЖЖ Архистиль.
Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Первая половина XVII века. Мастерские Соловецкого монастыря. Последняя четверть XVII века. Поморье. Первая половина XVIII века. Поморье
Соловецкий мужской монастырь, расположенный на Соловецком острове в Белом море, возник в 1420-1430-х годах, отстроен в камне трудами святителя Филиппа, в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства. В 1669-1676 годах был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям.
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Фото: С. Власов
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие на фоне Соловецкого Преображенского монастыря
Спиридон Никитин. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие на фоне Соловецкого Преображенского монастыря, 1876
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с обителью, первая половина XVIII века
Святые мученики-целители Косьма и Дамиан на фоне Соловецкого Преображенского монастыря, конец XVIII - начало XIX века
Варлаам Хутынский родился в богатой и знатной новгородской семье. Юношей постригся в Лисичьем монастыре, а затем стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода. В 1192 году построил каменную церковь Спаса Преображения в Хутыни, основал монастырь и стал его игуменом. Сохранилась вкладная грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.
Преподобный Варлаам Хутынский на фоне Хутынского Преображенского монастыря, начало XX века
Однажды к монаху Варлааму прибыл князь Ярослав. Варлаам, благословляя его, сказал "будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим". Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келью и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор.
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь. Фото: википедия
Сведений о жизни Иакова не сохранилось, предание называет его благочестивым судовщиком и юродивым, который был убит громом около 1540 года. Житие сообщает, что в этот год на третий день Пасхи к новгородскому селению Боровичи по реке Мсте приплыла льдина с дубовой колодой (гробом), в которой лежало тело юноши. Жители, не желая разбирательств по поводу неизвестного покойника, оттолкнули льдину на середину реки, но она вновь вернулась к берегу. Ночью сельские старейшины увидели во сне этого юношу, который сказал: "Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Моё имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня". После этого мощи поместили в часовне, а в 1544 году перенесли в Свято-Духов монастырь.
Преподобный Иаков Боровичский на фоне Свято-Духова Боровичского монастыря, 1870-е годы, Оклад 1879 г. Новгород. Мастер А. Рабков
Точная дата основания монастыря не установлена, так как монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 года. Достоверно только то, что Свято-Духов монастырь принадлежит к числу древнейших Российских монастырей. Основан он в начале XIV века, во время царствования великого князя Московского Ивана Калиты. На древней раке святого Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 году, а соборная церковь построена в 1345-м. Большую известность монастырь получил во второй половине XV века, в связи с перенесением в него мощей святого Иакова (1545).
Боровичский Свято-Духов мужской монастырь Фото posmotrim.by
Будет продолжение...
|
</> |