Русская архитектура на иконах
galik_123 — 15.06.2023Одним из интереснейших сюжетных направлений в русской иконописи является изображение монастырей, храмов и различных архитектурных достопримечательностей. Появление архитектуры на иконах, по всей вероятности произошло в XV-XVI веках, вместе со становлением русской государственности и самосознания правителей Руси как наследников традиции павшей Византии. Архитектурные ансамбли на иконах позволяли связать воедино святого и местность, в которой он прославился.
Бичевание Христа, около середины XVIII века. Поволжье
Иконы русских святых с видами основанных ими монастырей имеют длительную предысторию. Изображение монастыря как особо устроенного места, окруженного стеной, внутри которой находится храм, восходит к образам Иерусалима, града, освященного приходом в него Христа и свершения здесь его страстей, его смерти и воскресения. Наиболее распространены изображения Иерусалима на иконах и фресках "Вход Господень в Иерусалим".
Вход Господень. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XV в.
Вход Господень. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XVI в
Символический образ Иерусалима в виде Небесного града, убежища святых в вечности, присутствует на некоторых иконах Страшного суда и Апокалипсиса. Монастырь, где покоились, как правило, мощи его основателя, также мыслился как святое место, воплощение Рая на земле.
В византийском искусстве первые известные иконы с подобным сюжетом связаны с древнейшей обителью святой Екатерины, расположенной в Египте у горы Синай, где, согласно Библии, пророк Моисей имел видение Неопалимой купины и получил от Бога каменные скрижали c Десятью заповедями. Изображение священной горы Синай всегда присутствует на этих иконах.
Икона с изображением монастыря Святой Екатерины (первая половина XVIII века)
На Руси иконы с изображением святого и основанного им монастыря распространились с XVI века. Древнейшими из них были крупные церковные образа, посвященные памяти основателей обители. Среди дошедших до наших дней - икона 1545 года основателей Соловецкого монастыря на острове в Белом море преподобных Зосимы и Савватия, где в клеймах изображены сцены их жития, а в среднике представлен монастырь, у стен которого предстоят Богоматери молящиеся иноки во главе с основателями обители (Музеи Московского Кремля). Образ был поставлен в Преображенском соборе у гробов Зосимы и Савватия.
Богоматерь с предстоящими Савватием и Зосимой Соловецкими, с житием Савватия и Зосимы в 29 клеймах, 1545. Музеи Московского Кремля
Второй пример - "Образ Савватиевой пустыни со сценами жития преподобного Савватия" середины - третьей четверти XVI века (Музей им. Андрея Рублева). На иконе дано очень точное изображение монастырских строений, сооруженных в середине того же столетия, среди которых представлены сцены жизни преподобного Савватия, основателя монастыря. Икона находилась в монастырской часовне у гроба Савватия.
Обитель преподобного Савватия Тверского, со сценами жития, XVI век. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Знаменский собор Савватиевского монастыря
В Музее русской иконы им. Михаила Абрамова есть целый раздел, посвящённый теме русской архитектуры в иконе. В следующей части покажу самые интересные из этих икон...
|
</> |