Русь святая
iov75 — 27.09.2025
Эта идея - имперско-богословское и продукт интеллектуальной
мыслеформы.
Империя - принципиально не может быть секулярной, по своему духу. И
не важно в какие "духовные" наряды она одевается (например, Римская
империя с культом императора, всемирный халифат и т.д.) хоть
мессианский коммунизм, как "царствие Божие на земле" = хилиазм.
Главное, чтобы работала "божественная" легитимность, заточенная на
её верховного правителя или правителей-олигархов (типа "духовные
скрепы").
Москва - Третий Рим и была сакральной квинтэссенцией Русской
имперской парадигмы Святой Руси с живущим в нем народом-богоносцем
(Достоевский).
С этим стоит немного разобраться.
1) Теория "Москвы - Третьего Рима" лежит не в плоскости
политической, а в идее, согласно которой Рим как центр христианской
эйкумена, есть странствующее царство (бл. Августин) удерживающее
приход Антихриста и "конца времен". Правда со временем в эту теорию
был привнесён элемент (после падения Зап. Римской империи)
политический, а именно - преемственность и передача имперской
власти (Византийская империя).
Я уже где-то писал, что после падения в 1453 г. Константинополя (мысль об отвержении Византии раскрывается Филофеем постепенно: в послании к Василию III он просто констатирует факт падения Константинополя; в послании к Мунехину по поводу звездочетцев и латинян видит причину его падения в измене греков православной вере, а в послании к Ивану IV падение второго Рима представляется полным и бесповоротным - в связи с Флорентийской унии.

На Руси это было воспринято как предательство православия, а затем как Божья кара грекам за эту измену. После независимого избрание первым Собором русских епископов русского митрополита Ионы (1448 г.) не назначенного греками, а также на фоне возвышения московского князя (присоединения Новгорода и Псков) - идея Москва Третий Рим оказалась востребована как никогда.
"На мой взгляд - говорит историк Вадим Венедиктов -, "концепция
Русского мира" впервые получила свое применение на Руси в годы т.
н. собирательства Руси, когда первые Даниловичи стали
централизовываться вокруг Московских земель. Эта политика привела к
тому, что уже к XVI веку именно здесь и проходили основные идейные
споры и богословские дискуссии. Концепция "Москва – Третий Рим"
(вышедшая из монастырской ограды), обращенная к Великому князю
Московскому, является хрестоматийным примером, который необходимо
учитывать нашим сегодняшним церковным и общественно-политическим
деятелям".
Далее, теория (странствующего Рима) получила свое каноническое
обоснование ещё на II Вселенском Соборе, где как известно
Константинополь был назван "новым Римом". К сожалению, сейчас
совершенно не учитывается эсхатологический мотив оказавший
существенное влияние на генезис этой интересной идеи. А оно имело
место быть, а именно в связи с исходом седьмого тысячелетия от
сотворения мира (1492 г.) - это скажем так была благодатная
почва.
Далее, впервые эта идея была (преемственность христианского царства) высказана в Пасхалии "на осьмую тысячу лет" митрополитом Засимой (1492 г.), а только затем в послании старца Филофея.
Итак, три влияния.
1/Идея странствующего Рима;
2/ передача имперской власти;
3/ эсхатология. А также мессианская идея - но это особая тема.
Идея преемства царства восходит к пророку Даниилу, я не буду сейчас на этом циклиться.
Далее, согласно Ипполиту Римскому, виденный Даниилом истукан символизирует 4 царства, последовательно сменявших в мировой истории друг друга: вавилонское, мидо-персидское, эллино-македонское и римское. Тема странствующего града /царства/, которое находится в скитании, до времени антихриста и бегства в пустыню, встречается не только у блаж. Августина но и византийской христианской литературе. В историософской концепции Филофея установление христианского царства в Москве является третьей и последней попыткой создать земное православное царство и задержать приход Антихриста.
Теперь о мессианстве. Эта теория содержит идею согласно которой,
Бог отвергает один богоизбранный народ и призывает другой (в нашем
случае, призывается русский народ, даже если он этого не особо
хочет). На самом деле, опять таки не старец Филофей является
создателем этой идеи, а митрополит Иларион, озвучивший этот мотив в
своей замечательной книге "Слове о законе и благодати". Эта теория
оказала идеологическое подкрепление самодержавной власти в России!
Как созидание нового Рима, а не продолжение старого. Именно в этом
ключе она интерпретировалась Данилевским, Катковым, А.А. Киреевым,
Тихомировым. Её отзвуки были в кантате П.И. Чайковского "Москва" на
слова А.Н. Майкова, написанной для торжеств по поводу коронации
Александра III (О её эсхатологическом смысле напоминает В.С.
Соловьёв в стихотворении "Панмологизм": "И третий Рим лежит во
прахе, А уж четвёртому не быть").
Что сейчас?
Призывы к объединению вокруг национально-имперской идеи, звучать
все громче, а её "жажда" всё требовательней. Причем, чем глубже мы
входим в кризисное состояние, тем острее становится эта
потребность. В конце концов, творцом и жертвой кризиса (суда) -
является сам человек. Только он творит реальность способную как
погубить его, так и вознести. Проблема осложняется тем, что
национальную идею не только невозможно придумать, но и невозможно
заставить принять её. Или заставить поверить в неё. Как справедливо
писал испанский философ Хосе Ортега-и-Гессет, идея может быть
только тогда воспринята широкими массами, когда люди уже готовы к
её восприятию.
А готовы ли мы?
Как обшить баню внутри вагонкой своими руками — пошаговая инструкция и советы экспертов Rodno
Книги октября 2025 года
инетом навеяно, почти прилично
Индюк и Индия, Turkey and a turkey
Даже при переводе денег между своими счетами
Поползень
Спадоны. Этимология русского названия греческих евнухов
О правительстве
А я маленький такой

