Рукописи не горят и не теряются
sergeytsvetkov — 09.06.20213 февраля 1863 года Н.А. Некрасов получил от Чернышевского долгожданную рукопись его романа «Что делать» и лично повез ее в типографию Вульфа на Литейном, где печатался очередной номер «Современника». Но уже спустя четверть часа он вернулся домой в совершенном отчаянии.
— Со мной случилось несчастье. Я потерял рукопись, — сказал он ожидавшей его Авдотье Яковлевне Панаевой. — И черт меня дернул сегодня поехать на дрожках, а не в карете!
Это был единственный экземпляр романа, переписанный набело, а черновики Чернышевский всегда уничтожал. Некрасов не помнил, возле какого дома он выпустил роман из рук, и от тряски тот выпал на мостовую, поэтому срочно разместил в газетах, объявление следующего содержания:
Потеря рукописи. В воскресенье, 3 февраля, во втором часу дня, проездом по Большой Конюшенной от гостиницы Демута до угольного дома Каера, а оттуда через Невский проспект, Караванную и Семеновский мост до дома Краевского на углу Литейной и Бассейной обронен сверток, в котором находились две прошнурованные по краям рукописи с заглавием «Что делать?». Кто доставит этот сверток в означенный дом Краевского, к Некрасову, тот получит пятьдесят рублей серебром.
Прошло несколько дней, отклика на объявление все не было. Некрасов уже в ужасе представлял, как кухарка растапливает листами рукописи плиту, или хозяин свечной лавке заворачивает в них свечи.
И вдруг на квартиру Некрасова пришел бедный чиновник, принесший известие, что рукопись найдена и находится у него дома. Выяснилось, что Некрасов обронил рукопись на Литейном проспекте, у Мариинской больницы. Чиновнику тут же дали денег и отправили за рукописью. Некрасов в мучительном ожидании ходил из угла в угол.
— Ну что же вы теперь-то волнуетесь? — спросила его Панаева, — ведь рукопись нашлась.
— Мало ли что может случиться? Вдруг она снова выпадет из дрожек?
Но Некрасов зря волновался. На этот раз рукопись была благополучно доставлена в типографию. На горе миллионам советских и российских школьников.
|
</> |