Не растекайтесь мыслью по древу

топ 100 блогов sergeytsvetkov07.06.2021

В сегодняшней разговорной речи это старинное выражение можно услышать довольно часто. В современном языке оно означает — впадать в ненужное многословие, вдаваться в излишние подробности.

Правда, остается непонятным, почему мыслью надо растекаться именно «по древу», то есть «по дереву»? Что это за странное занятие такое?

Для начала давайте вспомним, откуда это выражение пошло. Его первоисточником являются строки из знаменитого памятника русской литературы XII века «Слово о полку Игореве». Вспоминая жившего столетием раньше прославленного певца Бояна, безымянный автор «Слова» говорит: «Боян вещий, если кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облака».

Заметим, во-первых, что речь здесь идет о свободном полете мысли, о вдохновенном поэтическом слове, а отнюдь не о пустом многословии. Однако смысл выражения по-прежнему неясен. Можно, конечно, предположить, что Боян «мыслию» растекался по аллегорическому «древу вдохновения». Но что-то уж очень сложная метафора получается — совсем не из того времени.

И еще один момент обращает на себя внимание: во втором и третьем случае поэт говорит о живых существах, волке и орле, а начинает почему-то с мысли. Хотя согласно поэтической образности всей фразы, вместо мысли тоже должно упоминаться какое-то животное, прекрасно лазающее по дереву.

Все встанет на свои места, если вспомнить, что «мысь» — по-старославянски «белка». При замене «мысли» на «мысь» смысл выражения становится совершенно ясен: автор «Слова о полку» хотел сказать, что Боян в своем песенном творчестве чувствовал себя так же свободно, как белка на дереве, волк на земле, а орел в небе.

Известно, что «Слово о полку Игореве» дошло до нас в поздних списках, и весьма вероятно, что какой-то не шибко грамотный переписчик просто переосмыслил непонятное ему слово «мысь», превратив его в «мысль». А исправить эту ошибку теперь ох как трудно. Скажете правильно: «растекаться мысью по древу» — так ведь никто вас не поймет, а пожалуй, еще и на смех поднимут.

Не растекайтесь мыслью по древу

P.S.

Еще в XIX веке исследователи полагали, что в оригинальный текст "Слова..." закралась ошибка.
В частности, Полевой [Рецензия: „Песнь ополчению Игоря Святославича, князя Новгород-Северского. Переведено с древнего русского языка XII столетия Александром Вельтманом. М., 1833“ — „Московский телеграф“, 1833, № 7, стр. 438 (примеч.)] полагал, что "здесь разумеется отнюдь не мысль, а что-нибудь другое ... не зверок ли, не птичка ли какая, ибо тут видимая постепенность сравнений — облака, земля, дерево — орел, волк — мысль?“.
Тему развивает Карелин (Рецензия: „Игорь, князь Северский. Поэма. Перевод Николая Гербеля...“. — Отечественные записки, т. 93, № 3, 1854, отд. IV, стр. 9): „Покойный Полевой, а вслед за ним и незабвенный Пушкин думали, что слово мысль здесь описка, что по аналогии с серым волком и сизым орлом тут должен быть какой-нибудь зверок, мышь например. Мы случайно узнали, что есть такой зверок, который именно бегает по деревьям — не мышь, а мысь. В Псковской губернии Опочецком уезде (ныне Опочецкий район Великолукской области, — В. В.) мысью называют белку, или векшу“ (Даль, ТСЖВЯ, II, 365: Мысь ж. пск. белка, векша, — В. В.)“.

Исследованием этого вопроса продолжили заниматься и в XX веке.
И. А. Новиков („Сл. о п. Иг.“ в переводе И. Новикова. М., 1938, стр. 89): „Нами принято здесь чтение Е. В. Барсова, который, кроме слова «мысль», выделил еще рядом слово «мысь», означающее не просто белку или векшу, как думал Даль, а именно летущую векшу, или летягу, очень похожую по виду на белку, но ... относимую ... к особому семейству летяг (Petauristidae). У нас водится всего один вид летяги — Pteromys volans L.“.
Н. М. Егоров (Мышью или мыслью? — ТОДРЛ, т. XI. М. — Л., 1955, стр. 13): „Ему (автору „Сл. о п. Иг.“, — В. В.) знакомо ... животное лесная мышь, жизнь которой настолько тесно связана с деревом, что она даже и гнезда свои плетет в ветвях кустарников. Лесная мышь — Duromus nitedula Schreb. — обитатель южнорусской и северокавказской лесостепи и встречается везде, где есть кустарниковые заросли, фруктовые и ягодные сады и пойменные леса. Это преимущественно ночное животное. Днем лесная мышь спит таким крепким сном, что ее без всякого труда можно взять из гнезда, последнее и послужило причиной того, что она теперь именуется у населения «соней» ... движенья ее необычайно легки и грациозны... Именно эту грациозность движения сони по дереву и имел в виду автор «Слова» в своей характеристике Баяна“.
Н. В. Шарлемань (Заметка к тексту „Растѣкашется мыслію по древу“ в „Сл. о п. Иг.“. — ТОДРЛ, т. XIV. М. — Л., 1958, стр. 41): „Прежде всего вносим поправку (к статье Н. М. Егорова, см. выше, — В. В.). Dyromus nitedula вовсе не мышь, а совершенно другой вид, малоизвестный ночной зверек — лесная соня, к которой глагол «растекаться» не применим: она не бегает, а довольно медленно лазит по коре и ветвям деревьев. Соня, как и ранее предложенные белка и летяга, — неудачные конъектуры“. В. В. Мавродин (Одно замечание по поводу «мыси» или «мысли» в Сл. о п. Иг“. — ТОДРЛ, т. XIV. М. — Л., 1958, стр. 61—63): „... видимо, во времена Киевской Руси слово «мысь» в значении белки имело более широкое распространение. Этот пушной зверек, в лесах Восточной Европы встречающийся повсеместно, был одним из наиболее распространенных объектов охотничьего промысла и тогда, когда создавалось «Сл. о п. Иг.», и гораздо позднее, да и теперь, в наши времена. Вполне естественно поэтому, что в разных местах он мог называться по-разному. ... Что касается попытки усмотреть в «мыси» соню, то вряд ли таковую можно посчитать состоятельной. Все сони (соня-полчок, лесная соня, садовая соня) ведут ночной образ жизни, спят 8—9 мес. в году, и вряд ли южной темной летней ночью можно было проследить даже зоркому глазу, как соня носится, «растекается по древу». Объектом охотничьего промысла на Руси сони никогда не были“.

Впрочем, в Псковской губ. говорят «мысью по древу».

-----------------------------------------------------------------------

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы звякните пиастрами в знак одобрения и поддержки

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр! 

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Не растекайтесь мыслью по древу

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я сегодня вся такая хиппи хиппи! Мне же вчера очередная порция тряпья пришла из-за бугра и в этой порции образовалось "любимое платье". Любимое платье это как любимый мужчина: подчеркивает достоинства и не видит недостатков, не жмет, не давит, не душит. Наоборот облегает, нежно ...
Рыбаки села Ямск. Колыма. 1960-е гг. ...
По поводу "окончательного" "окончания" "военной операции" "Сука эйтан"("Несокрушимая скула", "Пятидесятидневная война") у небезразличных граждан Сионистского образования возникают все те же три опции дальнейших действий(с одним и тем же ключевым глаголом): 1) Валить правительство 2) Валить ...
Новосибирск - третий по численности населения город нашей страны. Безусловная столица Сибири, которая, к тому же, претендует на то, чтобы называться третьей столицей всей России, наравне с Казанью или Нижним Новгородом . Конечно, чтобы ...
Как стать профессиональной порнозвездой и получить аттестат? Премудрости пикантного жанра теперь можно постичь, став слушателем порноакадемии, открывшейся недавно в Италии. Похоже, учебное заведение ждет успех: по крайней мере, его руководство утверждает, что от желающих поучиться в ...