Лодочник смерти

Харон — мифологический персонаж, представление о котором менялось с течением времени.

«Харон перевозит души через реку Стикс», (Литовченко А. Д., 1861)
Харон (Χάρων, Charon, слово то ли греческого, то ли египетского происхождения, тут нет ясности) — в послегомеровских народных верованиях греков — седой перевозчик. переправлявший на челноке через реку Ахерон в подземное царство (аид) тени умерших. Впервые имя Xарона упоминается в одной из поэм эпического цикла — Миниаде (VIII-V вв. до н.э.).

Иоахим Патинир : переход в подземный мир (1515–1524; музей Прадо , Мадрид) - https://deru.xcv.wiki/wiki/Charon_(Mythologie)
Особое же распространение этот образ получил начиная с V в. до н.э., часто упоминается в поэзии и изображается в живописи, на вазах и т.д.
Представление о Xароне и об ожидающей каждого человека по смерти переправе сказывается также в обычае вкладывать покойнику в рот между зубами медную монету (2 обола), которая должна была служить вознаграждением Xарону за его труды по переправе. Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается по настоящее время.

Лука Джордано : Барк Харона, фреска в галерее Палаццо Медичи Риккарди , Флоренция (1684–1686)
Позднее на Xарона были перенесены черты этрусского бога смерти. У Виргилия в VI песне Энеиды Xарон – покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде. Охраняя воды Ахерона, он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега. Эней, который живым прибыл на берег Ахерона, должен был показать Xарону золотую ветку: без нее Xарон не принял бы его в свой челнок.

Геракл, Пирифой и Тесей насильно заставили Xарона перевезти их в Аид (причем Харона за Геракла заковали в цепи на год). Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Показав Xарону золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея.

На этрусских картинах Xарон изображается старцем с изогнутым носом, иногда с крыльями и птичьими ногами, и обыкновенно, с большим молотом.
Таким же он появляется в «Божественной комедии», где Вергилий приказывает Харону взять живого Данте в свою лодку. Микеланджело изобразил его на плафоне Сикстинской капеллы в Риме. Образ Харона отражен также в картине Бёклина «Остров мертвецов» и в драме Сакса.

Харон изгоняет проклятых из своей лодки в ад, фрагмент из Страшного суда Микеланджело (1536–1541), фреска в Сикстинской капелле , Ватикан.
Как представитель подземного царства, Xарон позднее превратился в демона смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным нам грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов.
В современном греческом фольклоре Харон все еще упоминается как синоним смерти.

Харон, иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте
Звякнуть пиастрами в знак одобрения и поддержки
Сбербанк 4274 3200 2087 4403
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
