Рухнувшие титаны: 5 советских автогигантов разрушенных в наши дни
enot2290 — 08.04.2021
Нет, сюда не падал астероид, хотя глядя на запустения и разруху
на месте огромных автозаводов, может показаться, что обещанный
пророками апокалипсис случился. Готовая площадка для съёмок фильмов
с постапокалиптическим сценарием. А ведь когда-то на этих площадях
кипела жизнь, стучали громоздкие механизмы, трудились десятки тысяч
рабочих, рыча мощными моторами с конвейера съезжали тысячи
грузовиков и автобусов.
Пять крупных советских автомобильных заводов были разрушены уже
в наши дни. Один из них, объявил о банкротстве совсем недавно, но
его производственные площади уже разбирают.
РАФ (Рижская автобусная фабрика)
Располагался в Латвии. Свою историю начал в 1949 году с
производства автобусов. В 1957 году завод приступил к выпуску
микроавтобусов РАФ. В последующем именно микроавтобусы стали
основной его продукцией. Широкая линейка моделей компактных и
динамичных автобусов пользовалась спросом в СССР. Существовали
пассажирские, туристические, спецавтомобили на базе РАФ. Проблемы
пришли на предприятия с развалом Союза. Новые власти уже
независимой Латвии сами способствовали уничтожению автогиганта.
Окончательно производство было остановлено в 1997 году. Большинство
сборочных корпусов полностью разрушено. В одном из сохранившихся
зданий местных активист создал музей истории завода.
ЛАЗ (Львовский автобусный завод)
Завод начали строить в 1945 году в городе Львове. Первую
продукцию завод выпустил в 1947. В 80-е годы ЛАЗ был крупнейшим
автобусным заводом в мире. Тут работало более 8000 человек.
Ежегодно с конвейера сходило по 15000 автобусов. После распада СССР
завод остался на Украине. В 90-е предприятие выпускало по 100-300
машин в год. В нулевые ситуация улучшилась, с конвейера уже сходили
до 1000 автобусов ежегодно. Завод был остановлен в октябре 2014
года, его имущество выставлено на торги. В настоящий момент на
месте гигантского предприятия — развалины.
КрАЗ (Кременчугский автомобильный завод)
Сам завод начал свою историю в 1946 году, а закончил совсем
недавно, в 2020. Предприятие специализировалось на выпуске тяжёлых
грузовиков, тягачей, многие из которых предназначались для нужд
армии. Проблемы на КрАЗе возникли после 2014 и год за годом
нарастали. В 2020 предприятие признано банкротом. Начат снос его
корпусов.
КАЗ (Кутаисский автомобильный завод)
Свой первый автомобиль завод выпустил в 1951 году, а последний
в 2001. В настоящий момент цеха огромного завода, на котором
когда-то работало 16000 сотрудников, почти полностью разрушены.
Территория зарастает травой и деревьями.
ЗИЛ (Завод имени Лихачёва)
Завод основан в 1916 году в Москве. Предприятие
специализировалось на создании и выпуске грузовиков самых разных
модификаций. В период своего рассвета тут работало около 40000
сотрудников. Свой 100-летний юбилей завод встретил в плачевном
состоянии. Конвейер был остановлен ещё 2013 году. Проблемы завода
начались сразу после распада СССР. Упадок промышленности и
сельского хозяйства в стране привели к отсутствию спроса на
грузовые автомобили компании. Завод был вынужден постоянно
сокращать штат сотрудников, выводить из производственной
деятельности сборочные корпуса. Затяжной кризис и отсутствие
массового спроса на грузовые машины ЗИЛ привело к тому, что
автогигант просто стал не в состоянии содержать и обслуживать свои
корпуса, расположенные на огромной территории. В настоящий момент
3/4 производственных площадок завода снесены, тут идёт
строительство жилых, офисных, торговых, муниципальных объектов. В
сохранившихся цехах ведут свою деятельность несколько десятков
коммерческих фирм.
Возможно, это далеко не все автозаводы, разорённые в следствии
распада СССР. Многие автогиганты остались в бывших союзных
республиках и ушли в историю тихо, без массовой информационной
огласки. Если вы знаете о таких предприятиях, пишите в
комментариях.
Источник