РСФСР была самой нищей республикой, но именно в РФ ностальгия по СССР
kssernik — 09.09.2023
Парадокс? Или действительно бедные цепляются за свою нищету, боясь потерять то, что есть. Ведь движущей силой перемен всегда был средний класс. Буржуазные революции делали отнюдь не пролетарии, вцепившиеся в свои цепи. И как крестьяне, разбежавшиеся с фронта, вдруг сами воспылали желанием умереть в гражданской? Ленин лгал. Ни он, ни «партия» не были беднотой. Они опирались на люмпенов. Гнали их на убой. Да и Октябрьский переворот перехватил успех у Февральской буржуазной революции, потом большевики закрутили гайки до предела, загнав Россию в нищету и бесправие. Пикнул — 10 лет без права переписки.
Совки, конечно, в большинстве ностальгируют по сытым (по меркам казармы) временая позднего «развитого» социализма с Леонидом Ильичом. СССР потому и накрылся тазом, что наконец жить стало лучше, жить стало веселей. Появилась мало-мальская свобода, за анекдоты про пафосного героя Василия Иваныча не сажали. Павлик Морозов стал восприниматься тем, кем был — стукачом и отцеубийцей. В кинотеатре можно было посмотреть «Фантомас», а кто-то даже мог купить автомобиль и построить собственный гараж. У моего деда, кстати, была «Эмка» ещё перед войной, что практически у одного на миллион. Но в 1941-м конфисковали на нужды фронта, без всякой компенсации. Вот это цементирует! Обуржуазившиеся товарищи на «Жигулях» и в дублёнках начинают поглядывать на загнивающий Запад, сопоставлять дореволюционные особняки с хрущобами и задумываться.
РСФСР была самой нищей республикой Союза. Одна из моих многочисленных тёток переехала в отсталый Узбекистан, оставшись вдовой с двумя малыми детьми, когда от реалий социалистического рая повесился муж — репатриант из Китая. Сын белоэмигранта. Знал три иностранных языка, в том числе китайский свободно. Инженер, но работал кочегаром угольной котельной в ссылке на Севере под надзором КГБ, как классово чуждый. В начале 1960-х! Во время хрущёвской «оттепели», а не при сталинском тотальном терроре. Что тётку надоумило, но в Фергане оказалось фантастическое изобилие по сравнению с «опорным краем». Вслед за ней, учительницей английского языка, туда переехало несколько семей, воодушевлённые её рассказами. Рынки ломились от невиданных на Урале дынь, хурмы, баранины, сладостей. Можно было недорого купить домик с садом, а не ютиться в комнатушке барака ухудшенного советского типа с печным отоплением и общим сортиром на улице. В книжных магазинах издания всяких там Дюма, в России и за макулатуру недоступные даже в конце брежневских годов. Читайте Гайдара и Горького, этих в магазинах «самой читающей страны» килотонны.
В школьные годы я жил в основном в УРСР. Приезжая на каникулы на Урал, видел разницу с Украиной. Да, рабочие получали как бы неплохо, больше, чем в УРСР на несколько десяток. Но ходили даже вне завода в робах и фуфайках. У деда был вельветовый пиджак. Висел. Не знаю, откуда, наверное советский, но не видел в продаже. Так выделялось и впечатлило, что купил уж недавно два вельветовых, немецкий и американский (Америка ничего не производит, окромя долларов). Бросалось в глаза, что лучшие дома в посёлках и райцентрах — дореволюционные, построенные сто лет назад. Конфискованные либо под музыкальную школу, «музей» или почту и тд, либо разделённые на две половины для строителей коммунизма. Почему эти «строители» так и не смогли за более чем полвека построить музыкальную школу, винный магазин и здание почты — было загадкой. На вокзале райцентра меня с десяток лет неизменно встречал облупленный бетонный пионер, с арматурой на месте руки с горном. Символ советской стабильности.
В Райпо Урала выбор небогат. Рыба была, треска и хек мороженными пластами. Но никакого мяса. Разве что кости, странно — если есть кости, то где мясо с этих костей? Еда летом — картошка с огорода, грибы из леса, молоко от своей коровы, яйца от своих кур. В магазине ни яиц, ни даже синих тощих тушек кур-несушек с головой не было. Было сливочное масло, но не было сыра. Множество сортов водки от «Зверобоя» до «Столичной» и консервы заполняли стеллажи. В винном продавали «разливуху» — дешёвое вино на разлив, поллитрушка что-то копеек 60. Вино, водку, сигареты свободно продавали подросткам лет с 14 без всякого паспорта, но так везде в СССР. Хлеб утром до 11 часов. Разбирали коровам в пойло, ибо никакого комбикорма не производилось. На зиму забивали бычка, замораживали, и зимой ели мясо. Бродили тысячные стада домашних коров, выедали траву по горам на километры по округе. Но запрещали держать больше одной взрослой коровы и её приплода тёлка-бычок. Из-за покосов были свары, поскольку вокруг леса. Хотя трава на Урале прёт знатно, где есть место. Косили и за 20 км от дома. Мотоцикл с коляской почти у всех, машина редко. Донорам крови льгота — покос поближе. Собирали черёмуху за рекой, сушили на год, толкли с косточками. С ней в печке пироги, вкусно, но зубы. Из печи даже простая картошка в чугунке вкуснее, чем в любой мультиварке. И выпечка так же. Пироги одно из основных блюд: тёртый со смородиной, шаньги, рыбный. Но из магазина в них только мука, покупали мешками.
Украина была развитее на порядок. Асфальтированные дороги везде. На Урале дорогу до посёлка из райцентра заасфальтировали только в 1990-х. Газифицированные сёла. Тут нет до сих пор в деревнях, а в Сибири даже в городе Иркутске нет никак, и не предвидится. Сила Сибири ёпт.
В УРСР, при том, что военных заводов тоже немало было, повсюду были предприятия сельхозпереработки. Поэтому в магазинах никакого дефицита с колбасами, сыром, хлебом. Ветчина! Домашняя колбаса в коопторге. Получше с фруктами, хотя тоже не очень, в основном яблоки в сезон. Неплохо с мясом. Не только синие куры-несушки (бройлеров в СССР не было), но и свинина, даже крольчатина совершенно свободно. Говядина, кстати, дешевле свинины была почему-то, хотя её себестоимость дороже. Ежели надо свежее мясо — им торговали на базаре! Свинина, вырезка, толстенное солёное сало, тушки уток и индюков. Невиданно для РСФСР, где «борьба с нетрудовыми доходами» полностью уничтожила рынки. Почему-то не трогали бабку татарку с мешком семечек у вокзала, вот это было странно. Вроде 10 копеек стакан семечек. В России до сих пор на рынках убого, чаще на лотках и в ларьках товар с предприятий, а не от частника. Совсем смешно. Перекупщики мелкие везут крылышки и грудки с птицефабрик, а то и сама птицефабрика ставит реализатора. Ну, хоть есть свинина и даже молоко из бочки от фермеров.
За то время, как в райцентре РСФСР строили одну хрущобу из силикатного кирпича (удивительно, как можно строить пятиэтажку пять лет?), в городе УРСР вырастал микрорайон из бетонных панелей. Мощностей цементных заводов и соответственно ЖБИ в РСФСР не хватало. Кстати, до сих пор даже марки цемента в России низкие, максимум М-400, в УРСР уже тогда обычным был цемент М-500, бетон аж синий. Разумеется, Москва по застройке не в счёт. Там и в магазинах был весь советский набор. Например, хлеб Бородинский продавался только в Москве. Можно было купить апельсины из Марокко. Больше их не было нигде.
В РСФСР было слабое образование в средней школе. И учителя так себе, и требования. В УРСР экзамены сдавали с 5-го класса, в РСФСР в 8-м и в 10-м. В 9-м не было. Конкурс в украинские ВУЗы был намного выше, чем в российские (Москва опять не в счёт, это отдельный субъект). Зачастую украинские выпускники школ ехали «поступать в институт» в РСФСР, заведомо зная, что пройти конкурс в Свердловске и Саранске намного легче, чем в Харькове и Хмельницком.
Можно перечислять долго. Большой текст многие не осилят. Скажется «самое лучшее советское образование». Да и разбить бы на пяток тем, самое то. Отдельно школа, само по себе сало на базаре. А настоящий шок у меня был, когда побывал в Бурятии. По сравнению с ней, во времена СССР, Урал райское место. Да, кое-что и там было интересно. Позы, не из Кама-сутры, а громадные пельмени. Они же буузы. Хорошие. Блины в кафе очень толстые, как оладьи, но пузыристые и со сковородку. Мозги овечьи в столовой на Дивизке, больше нигде. Голова Ленина размером с мамонта на площади, из цельного гранита. Но... уверенность в лучшем советском строе куда-то улетучилась после посещения солнечной Бурятии. Кварталы почерневших бараков с печными трубами в Улан-Удэ. Пьяные бурятки. Беспросветная бедность. Безысходность.. Жуть ЗабВО — «забудь вернуться обратно». Оруэлл написал бы ещё один роман. А россияне до сих пор ностальгируют!

|
|
</> |
Айдентика бренда: визуальный язык вашего бизнеса
Был ли Че — б-гоизбранным?
О демонстрации усердия...
Сыграли ли роль масоны?
Винт из слоёного дуба.
Не исключено
где я была всё это время
Суббота. Карта дня. Игры разума
Конгрегация: Секретные материалы

