Roy Ward Baker. «Годовщина» и «Луна 02»


Вот уж не думал что Хаммер запускал в производство подобные фильмы. Был уверен что дядьки снимали исключительно трэш-ужастики. Вообще подозреваю что секрет производства этой чёрной комедии под названием «Годовщина» «The Anniversary» лежит в персоналиях, а именно в личности актрисы приглашённой на главную роль. Хотя не так. Вернее будет сказать что подписание Бетт Дэвис на роль в триллере «Няня» 1965 года на Хаммере, повлекло за собой настоящий бенефис коим собственно и является «Годовщина». Мало того, Дэвис ещё и режиссёра удалось заменить. Вторым как раз и оказался Рой Уорд Бейкер. В общем стареющая голливудская актриса, оказавшись на чужбине, в тяжёлых условиях, на стакане, но всё ещё «звезда», устроила на Хаммере небольшой локальный переворот.

«Годовщина» компактный камерный фильм, по сути адаптированная пьеса, в которой Дэвис была как рыба в воде, учитывая её театральный опыт. Она отжигала на все лады и по сути переиграла всех остальных актёров вместе и по отдельности. Исполняла она роль одноглазой вдовы строительного магната, вот уже десять лет железной рукой управлявшей бизнесом и своими тремя взрослыми сыновьями. Как это происходило на практике зритель может увидеть на примере одного вечера в доме мамаши, куда на юбилей по традиции пришли её отпрыски.

Сначала заявился младшенький лет тридцати, с новой подругой. С новой, потому что всех предыдущих мама отшила. Младшенький настроен пессимистично и от отчаяния закидывается вискарем. Потом пожаловал старшенький хорошо за сорокет, со своими пятью детьми и задерганной женой. Семейство желает в тайне свалить в Канаду, но мама крепко держит сынка, манипулируя его чувством вины за случайно выбитый мамин глаз. Есть ещё средний, который живёт с мамой и имеет тайное хобби, примерять краденое женское бельё. Все эти люди, наивно полагают что смогут объединившись одолеть «железную леди».

На самом деле мне лично картина даже зашла, хотя и считается локальным провалом, повлиявшим на дальнейшую карьеру Дэвис. Откровенно говоря, играла она как всегда замечательно, вероятно подвела репутация Хаммера, как малобюджетной студии. Уже в следующем 1969 году Бейкеру выпало снимать ещё один безнадёжный фильм в котором его потенциал изначально не мог быть раскрыт в следствии мизерного бюджета. Один из немногих хаммеровских фильмов в жанре научной фантастики.

«Луна 02» или «Moon Zero Two». Фильм проблема которого одним бюджетом не исчерпывалась, там была заложена жанровая путаница. На самом деле довольно трудно понять что это вообще, фантастический триллер, детектив, боевик, вестерн или пародия на всё это сразу. Моментами смотрится картина как чистая комедия с элементами водевиля. Кроме основного упора на некий «космический вестерн» в сюжете, ставка делалась ещё на декорации, костюмы и спецэффекты, но как художник не изощрялся в своей фантазии, всё равно это смотрится как детский утренник.

Итак, на дворе 2021 год. Пока Советы и Пиндостан боролись за свои флаги на Луне, свободное место заняли другие соискатели. Мне кажется всё верно предсказали, ошиблись только в персонификации. Это оказались не бритиши и французы, а китайцы и индусы. Но ясен пень, в 1969 году это страшно было представить. Так вот дело происходит на британской лунной базе, куда прилуняется на своём потрепанном корабле, космический асс Кемп. Вообще Кемп космический разведчик, но теперь он собирает космический металлолом. А в перерывах бухает космические коктейли в космическом салуне и смотрит космический кордебалет.

У Кемпа проблемы с сертификацией, но идти на пассажирские рейсы этот «мимино» не хочет. Тем временем на Луну прибывает олигарх Хаббард с подручными и девочками. Хаббард делает Кемпу предложение от которого нельзя отказаться. За новый корабль Кемп должен доставить на тёмную сторону астероид-сапфир весом 6000 тонн.

Вторая сюжетная линия касается некой Клементины разыскивающей своего брата старателя. Да, есть на Луне и старатели, которые вваливаются в салун и сразу устраивают мордобой. Кемпу нравится Клементина, но сначала работа. После того как пол дела сделано, Кемп решает таки помочь с поисками. Он с дефкой отправляется на луноходе, на другую сторону, где и находит скелетик братца. Потом будет ещё перестрелка на кольтах и путешествие назад голышом, потому что систему охлаждения пробило.

В общем всё там предсказуемо, плохиши наказаны, все поженились и затарились сапфирами. Но в 1969 году все это было дико устаревшим, даже в качестве оммажа классическому «Флэш Гордону». В общем Бейкер потом сам жалел что взялся за этот проект, тем не менее из Хаммера он не ушёл, только несколько сменил тематику. Но об этом в следующий раз.