Российское кино как осквернение святыни
borismedinskiy — 23.06.2021Написано 22.06.2021, в день памяти и скорби.
Сегодня памятный день и не сомневаюсь в том, что в телевизоре
началась вакханалия "Памяти и Скорби". И ведь действительно - очень
важный день, но... Эти телевизионьщики, киноделы и прочие
пиарменеджеры опошляют священные даты. Даже не опошляют -
оскверняют. Мне порой кажется, что у нас, у нашего народа и нашей
культуры, украли что радость Дня Победы, что скорбь 22 июня.
Выхолостили, произвели отчуждение, извратили самый смысл той эпохи,
той Войны.
Терпеть не могу современные отечественные фильмы о Войне,
которая началась ровно 80 лет назад. У нас кинематограф в целом
находится в глубоком кризисе, ну а всё, что касается войн, политики
и истории - это просто туши свет, кидай гранату. Оскорбление
эстетического вкуса, здравого смысла, логики и вообще за гранью
добра и зла. Издевательство над историей. Да что там историей -
художественное произведение имеет право не быть строго историчным -
это издевательство над зрителем, что для художественного
произведения куда хуже и гаже.
К примеру, нам предлагают сочувствовать идиотам и зомбированным
фанатикам - это ли не издевательство? Ибо кто в современных фильмах
герои Войны, если не идиоты и зомбированные фанатики? Граждане
самоотверженно защищают сталинский СССР, где всё держится на
страхе, раболепии и бессмысленной жестокости - наверно, русским,
как генетическим рабам, нравится, когда их репрессируют. Но мы
гордые рабы и хотим, чтобы нас репрессировал свой, родной грузин, а
не бездуховно-буржуазный рафинированный европеец немецкого разлива!
Мы гордо выплеснем качественное баварское в холёную физиономию
потомственного пивовара и будем, похрюкивая, пить наше жигулёвское
пойло, отстояв за ним пять часов в советской очереди. А выпив,
пойдём писать донос на соседа по очереди - за анекдот про Вождя
Народов...
И ВОТ ЭТО ВОТ ВСЁ надо показать не так, как я описал -
гротескно, как какой-то откровенный фарс - а как подвиги, как нечто
хорошее! Показывать эпично, натужно, с пафосом, всё на серьёзных
щщах! Да это издевательство не только над зрителем - это
издевательство над самим искусством, совершенное несоответствие
формы и содержания! При форме героического эпоса, почти
супергеройского фильма, содержание списано со во вселенной
тоталитарного сталинского мордора, где половина сидит, а вторая
половина охраняет и все одинаково боятся. Это как в анекдоте про
Вождя Народов - "Как нам жилось при Сталине? Да как в трамвае -
один ведёт, большинство сидит, все трясутся."
И вот в мир этой отвратительной гротескной вселенной (в которой априори не может быть героев, а могут быть только жертвы и палачи!) вторгаются фашисты... Вопреки логике житейской и логике искусства в этой вселенной откуда-то беруться самоотверженные герои, которые любят свою Родину (что уже абсурд) и с голливудским размахом, с оглядкой на известные блокбастеры, с пасхалками и современным пошлым юморком лихо побеждают врага... Знаете, я не против чернухи - если это искусство. И не против боевиков. НО ЭТО... Это вообще не искусство, ему не веришь ни на миг, это отвратительный и неумелый маскарад ряженых в исторические одежды современных людей, которые пытаются изобразить тех, кого они не знают, не понимают, не чувствуют... Бедный Станиславский вертится волчком в своём гробу с криком "НЕ ВЕРЮ!"
В этих фильмах действительно нет никакой правды - ни
исторической, ни художественной. И это хорошо. Быть может, что было
бы хуже, если бы там было что-то одно. Исторически верный, но плохо
сделанный фильм не остаётся в душе, проходит мимо, даже больше -
как бы опошляет исторические события. А фильм, хорошо сделанный с
художественной точки зрения и претендующий на историчность, являясь
при том антиисторическим откровенно вреден. А весь этот легион
киноподелок, финансируемых госкино и минкультом, ветер истории
сносит, как ворох сухих грязных листьев, в небытие - потому что в
них плохо ВСЁ. Вот Шахназаров (хороший, кстати, режиссёр, его фильм
о Войне "Белый тигр" можно даже смотреть без отвращения и он честно
не претендует ни на какую историчность) совершенно верно говорил -
надо прекратить финансировать наше кино. Оно уже не проходит
проверку цензурой, как это было в СССР, но и не участвует в борьбе
за сборы и зрительские симпатии, как на Западе. Уродливый монстр,
мёртворождённое детище постсоветской эпохи.
Ладно, это я так, отвёл душу. Считайте это описанием современного жанра российского кино - когда нам показывают уродов в уродливом мире и предлагают им сопереживать, как героям, которые те самые дедыжвоевали. И победили вопреки. На деле всё серьёзно и поэтому не смотрите вы все эти современные киноподелки, смотрите классику. Или послушайте лекции историков, которые работают по этой теме — навскидку могу вспомнить Яковлева Егора Николаевича и Дюкова Александра Решидеовича.
Б. Мединский