Российский рейтинг слабо влияет на бизнес крупных юридических фирм

Компания Best Lawyers третий год проводит
исследование российского рынка, составляя список лучших юристов по
практикам и «лучших из лучших». В этом году в финальный список
вошел 281 юрист из 70 компаний и адвокатских бюро (в прошлом — 287
и 62 соответственно).
Большинство компаний российские или базируются в России, но в
первой пятерке доминируют иностранцы. С прошлого года этот список
не претерпел радикальных изменений.
Девятнадцать юристов признаны «лучшими из лучших» в
профильных номинациях — этот список почти полностью обновился. В
прошлом году в нем было 13 человек, и лишь трое удержали позиции —
Генри Резник, Сергей Пепеляев и Константин Осипов. Стало больше
юристов из российских компаний — восемь из 19 юристов (в прошлом
году их было лишь двое).
Методике Best Lawyers, разработанной одноименной компанией, 28 лет.
Рэнкинг основан на субъективных показателях: юристов оценивают их
коллеги, специалисты в тех же или смежных областях. Их просят
ответить на вопрос: «Если вашему близкому другу или родственнику
требуется юрист и вы не можете заняться этим делом самостоятельно,
к кому вы посоветуете им обратиться?» Оценки выставляются по шкале
от 1 («скорее всего, не буду рекомендовать») до 5 баллов («с
большой долей вероятности порекомендую»), можно добавить плюс или
минус, дополнить оценку комментариями.
Опрос проводится в несколько этапов, на каждом в список добавляются
новые имена и в результате оценивают коллег только ведущие юристы
страны, считают в компании Best Lawyers. Когда список перестает
расширяться, выставляются окончательные оценки.
Рэнкинг Best Lawyers далеко не единственное зарубежное
исследование, в котором оцениваются российские юристы. Наиболее
престижными считаются Chambers и Legal 500, говорит управляющий
партнер Hogan Lovells Оксана Балаян, на них в первую очередь
ориентируются иностранные клиенты. В этих исследованиях компании
оцениваются на основе опроса юристов и их клиентов, данных об их
проектах, описания команд, рассказывает представитель «Егоров,
Пугинский, Афанасьев и партнеры» Ольга Фролова.
В отличие от зарубежных исследователей российские при составлении
универсальных рейтингов юркомпаний ориентировались в первую очередь
на финансовые и другие количественные показатели. Выручка фирмы,
выручка на партнера и другая статистическая информация были главным
критерием при составлении и вышедшего в январе универсального
рейтинга, подготовленного «Право.ру», — первого рейтинга, который
охватил значительную, если не большую часть участников рынка.
Впрочем, многие крупные игроки не стали участвовать в том
исследовании. А результаты их разочаровали. «Какой ужас!» — была
первая реакция Балаян, когда она ознакомилась с итогами. Даже
лидеры рейтинга не смогли скрыть удивления: во втором и даже
третьем десятке встречались мировые гиганты, над ними —
малоизвестные фирмы. Причина таких поразительных результатов —
методика. Глобальные компании раскрывают выручку сети, а не по
офисам и в результате получили по главному критерию низкие баллы
или даже 0, говорит директор по развитию «Право.ру» Александр
Московкин. Субъективные критерии учитывались скорее в отраслевых
рейтингах, отмечает он.
Если виновата методика, значит, ее нужно менять, иначе зачем
рейтинг, который не отражает ситуацию на рынке и не помогает в
выборе консультанта, считает Балаян. Юридический бутик может
обслуживать самые сложные проекты, вести громкие судебные процессы,
оказывать уникальные услуги, но ему не сравняться по выручке с
универсальными компаниями, у которых намного больше объемы работы,
отмечает она. Размер компании или прибыльность — не те факторы, на
которые обращают внимание клиенты при выборе консультанта, пишет
редактор Chambers and Partners Кэтрин Макгрегор. Эффективность
компании можно оценивать по выручке на партнера или на юриста, но и
этот критерий не всегда свидетельствует о качестве услуг, согласен
управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. «Высокий
показатель выручки на партнера в том числе может быть результатом
разовых сделок и не отражать зрелость конкретной практики фирмы», —
считает глава отдела развития бизнеса Allen & Overy Екатерина
Горчакова. Чтобы оценить качество услуг, нужно изучать проекты — их
масштаб, сложность, значение для отрасли, считает Балаян.
Впрочем, строчки в российских рейтингах слабо влияют на бизнес
крупных юрфирм, солидарны опрошенные «Ведомостями» юристы. Такого
же мнения придерживаются и их клиенты — крупный бизнес. Нанимают не
юрфирму, а юриста, говорят директор судебного департамента «ТНК-ВР
менеджмента» Эдуард Годзданкер и советник финансового директора
«Онэксима» Ирина Шарандина. Но международный рейтинг, по словам
Шарандиной, может повлиять на выбор консультанта для международного
проекта, когда привлекается иностранная компания.