российские технологии. kак тебе такое, Илон Маск?
potsreotizm_new — 27.12.2019 Теги: Илон Масквводные
В ходе зимней сессии 2019 года две тысячи студентов Российского технологического университета — одного из крупнейших технологических вузов страны — сдают зачеты по «пси-воздействию», «боевым мемам» и доктрине «гибридной войны». Об этом рассказали родственники студентов и официально подтвердили в вузе. Как выяснила «Медуза», все эти концепции — а также несколько популярных теорий заговора, в том числе широко известный «план Даллеса», — включил в программу бывший преподаватель Высшей школы КГБ Виталий Григорьев в рамках своего курса «Национальная система информационной безопасности».
Родственники студентов говорят, что им придется сдавать зачет по «перекодировке национального сознания», «пси-вирусах» и «прочей ерунде»
В эту сессию студенты РТУ МИРЭА сдают зачет по курсу «Национальная система информационной безопасности». Что именно попадет в билеты по курсу, они узнали накануне зачета. «Буквально пару дней назад преподаватель выслал четвертому курсу теоретическую основу для подготовки, а именно слайды одной из прочитанных им лекций. В презентации фигурируют термины „план Даллеса“, „духовная война“, „перекодировка национального сознания“, „пси-вирусы“ и прочая ерунда, недостойная даже термина „псевдонаука“. Основываясь на этих слайдах, реальные студенты через несколько дней будут сдавать абсолютно реальный зачет. Поверить, что это происходит наяву, мне трудно», — рассказал «Медузе» родственник одного из студентов.
Презентация, которую собеседник передал «Медузе», действительно содержит такие формулировки. Судя по заглавному слайду, она предназначена для студентов Института комплексной безопасности и специального приборостроения — одного из подразделений МИРЭА, занятого подготовкой студентов «в области обеспечения информационной безопасности». Однако большая часть материалов посвящена не криптографии или безопасности коммуникаций, а «видам воздействий в условиях ведения информационных войн». К тактикам «духовной войны» презентация относит, например, «перекодировку национального самосознания» и «замену национального костюма на одежду „унисекс“».
Отдельно выделяются инструменты «психотронной войны»: «пси-вирусы», «психокорректирующие игры», НЛП и HAARP — согласно популярной теории заговора, этот расположенный на Аляске американский исследовательский комплекс способен управлять человеческим сознанием. Упоминается в слайдах и «информационно-биологическая война» — например, к «расовому оружию» отнесено «информационное воздействие на генном уровне: генно-модифицированные и синтетические продукты, наркотики, лекарства, алкоголь, „энергетические напитки“».
В презентации указано имя ее составителя — Виталий Григорьев. В МИРЭА Григорьев возглавляет одну из кафедр. «Этот персонаж заведует целой кафедрой „Информационное противоборство“, — говорит „Медузе“ родственник одного из студентов. — Поэтому я полагаю, что наша группа не единственная, которую заставляют сдавать зачёт по основам лубочной и кустарной пропаганды». Идентичную презентацию изучали студенты второго курса, вспомнил студент МИРЭА, попросивший не называть его имя. Одна из студенток подтвердила, что «разбор понятия „гибридная война“ входит в преподаваемый [Григорьевым] курс». Другой пожелавший остаться анонимным студент говорит, что преподаватель рассказывал «много чего интересного» про «боевые мемы»; слушавший Григорьева в прошлом семестре собеседник считает, что «у нас все преподаватели такие, кто ведет нацбезопасность или подобное».
Как утверждают слушатели Григорьева, к лекционному материалу преподаватель нередко примешивает политику. «Митинги на Болотной площади — это попытка осуществить „цветную революцию“, а „цветные революции“ осуществляются через соцсети, а соцсети — это оружие, нацеленное на деструктив в России. А в Китае очень хорошо, потому что интернет заблокирован, — вспоминает знакомый с высказываниями Григорьева собеседник. — А на любые комментарии студентов он говорит, что у них нет никакой аргументации». Согласно переданной «Медузе» презентации, работающие в стране правозащитные организации Григорьев относит к сфере потенциально деструктивных «операций против России», а «гражданский контроль за деятельностью спецслужб» и «гражданский контроль за выборами» трактует как способы внешнего влияния на политическую ситуацию в стране.
В разговоре с «Медузой» Григорьев подтвердил, что является автором и презентации, и всего курса «Национальная система информационной безопасности». Вопросы журналистов о своем курсе Григорьев считает актом «той самой информационной войны, про которую я рассказываю». А сам лекционный материал подтверждается источниками, утверждает преподаватель. «Про пси-воздействие вы можете почитать на сайте Министерства обороны: просто зайдите на сайт и задайте вопрос, как Министерство обороны борется с пси-воздействием!» — говорит Григорьев.
Появление в учебных материалах теорий заговора преподаватель объясняет так: «Я ссылаюсь не на „план Даллеса“, а на директиву Совета национальной безопасности 1948 года. Все знают, что за этой директивой стоял именно Аллен Даллес. И ваши журналистские собратья на официальных каналах телевидения называют это „планом Даллеса“, я видел это на Первом канале!»
Только в эту сессию зачет по курсу «Национальная система информационной безопасности» Григорьеву сдают две тысячи студентов. «Они сдают зачеты на этой неделе. Вот кто-то один — скорее всего, тот, кто не сдал тот зачет, — обратился на ваш ресурс и, к сожалению, вы реагируете на этого одного человека», — заключил Григорьев.
МИРЭА готовит специалистов «для быстро развивающихся наукоемких отраслей науки и техники»; в вузе есть собственная лаборатория big data и искусственного интеллекта; «индустриальными партнерами» вуза называют «Яндекс» и Samsung Electronics. Родственника одного из студентов беспокоит, как лекционный курс Григорьева мог появиться в стенах технологического вуза. «Насколько мне известно, довольно-таки тяжело в рамках нашей бюрократии организовать даже факультативный курс, — говорит собеседник „Медузы“. — Выходит, кто-то одобрил такую программу, пускай даже задним числом. Не возникло никаких неурядиц, и теперь четверокурсники, пишущие дипломы, вынуждены учить этот бред. Про релевантность подобных предметов для технических специальностей, полагаю, говорить не стоит».
Григорьев в разговоре с «Медузой» упомянул, что готовится «докладывать ректору» по содержанию курса. Пресс-служба вуза в ответ на запрос «Медузы» объяснила, что презентация Григорьева является частью четырехчасовой вводной лекции к курсу «Национальная система информационной безопасности». «Терминология и понятия, которые якобы являются ненаучными и используются в преподавании дисциплины, рассматриваются как примеры того арсенала средств, который используют в зарубежных странах для воздействия на российскую молодежь и ведение информационной войны, — говорится в комментарии РТУ МИРЭА. — Основной посыл: чтобы побеждать, надо знать врага, его идеологию и методы борьбы».
Преподаватель Григорьев — выходец «из аппарата Совета безопасности» и Высшей школы КГБ
Виталий Григорьев — ветеран военной службы, который с 1986 по 1996 год преподавал в Высшей школе КГБ СССР (с 1992 года — ИКСИ Академии ФСБ России). Собеседник «Медузы», имеющий доступ к базе данных Федеральной налоговой службы, утверждает, что до МИРЭА Григорьев работал в учебно-методическом центре ФАПСИ (с тех пор этот институт тоже вошел в систему ФСБ). Также Григорьева называют человеком, который «длительное время работал в системе обеспечения национальной безопасности России, в аппарате Совета безопасности». Григорьев — постоянный участник конференций, посвященных информационной безопасности; целый ряд его выступлений касается вопроса «цветных революций». На эту тему он говорил на мероприятии, организованном при участии ФСО и ФСБ летом 2017 года.
В 2016 году Григорьев представил в Торгово-промышленной палате доклад «Социальные технологии „оранжевых революций“» — часть слайдов из сопровождавшей выступление презентации идентичны тем, что «Медузе» передали студенты МИРЭА. При участии Григорьева на базе МИРЭА проходит конференция «Интеллектуальные системы в информационном противоборстве» — в 2020 году на ней планируется секция по «применению методов… информационных войн… в цифровой экономике»: будут «рассматриваться вопросы переноса/адаптации методов военного противоборства в информационной сфере в бизнес-среду».
Григорьев — член-корреспондент РАЕН и автор многих публикаций. Так, в его статье «Информационные вирусы — новое оружие массового поражения» рассмотрены «вопросы деструктивного пси-воздействия на сознание/подсознание человека посредством новых информационных технологий». Аннотация другого исследования — «Новая стратегия США по сдерживанию/изматыванию России в рамках концепции „преэмптивной войны“» — звучит непривычно для научной публикации. «В статье проведен анализ… стратегий рефлексивного управления, роевого воздействия сетецентрических инструментов ведения „гибридной войны“ и „управляемого хаоса“ путем точечного „акупунктурного“ воздействия на „болевые“ точки РФ („точки уязвимости“), когда регулярные и синхронизированные воздействия… должны позволить… добиться результата без непосредственного применения военной силы, при этом демонстрируя разящий „силовой трезубец НАТО“… по сути, приближая НАТО к Москве на расстояние „пистолетного выстрела“ при взведенном курке», — гласит аннотация.
|
</> |