Роскошь аристократии и нищета
marta-inj — 11.05.2024 Вы видели фильм "Месть кутюрье?" Я смотрела его и думала: "Ну ведь селенье в пятнадцать домов! Почему эти англичане так вычурно одеваются? Откуда у них стремление так одеваться и удерживать себя на такой непреклонной высоте в глазах соседей? Откуда деньги на все это в конце концов?"В детстве я прочла немало произведений английских писателей - Вальтер Скотт, Диккенс, Киплинг, Джек Лондон, Жюль Верн, Даррелл, Рыцарей круглого стола и пр. Оглядывась назад - что свойственно этим произведениям? Им свойственно доводить до предела как добродетели, так и злодейства. Если джентльмен или рыцарь, то он святой, скромнейший, кротчайший, защитник угнетенных до последней капли крови и последнего пенса, у него слезы на глазах при страданиях ближних, он готов умереть, но не дрогнуть. Если злодей, то зло творит без устали и без перерывов на сон и отдых. Наши отечественные писатели обычно создавали образы посложнее. Порой настолько сложные, что на уроках литературы в школе дискуссии разгорались - хорошо или плохо тот или иной герой поступал.
Поэтому наши писатели - они для взрослых людей, английские - больше для детей. Потому что это у детей черно-белое мышление, непонимание нюансов, сложности и неоднозначности.
Вот и сейчас англосакские реклама и фильмы прекрасно воспринимаются, ибо упрощены до предела, мораль в них простая как оглобля, всем понятная и доступная, а все прекрасности возведены в степень абсолюта. И только когда видим в фильмах их карикатурное восприятие русских, восторги утихают - потому что тогда только осознается, что вообще-то всё намного сложнее, чем в их фильмах. И если мы (русские) не улыбаемся на автомате, так это не потому, что грубые или злые, как они любят изображать.
Любое отклонение от золотой середины должно компенсироваться. Злость компенсируется радостью, боль - удовольствием, красота - безобразием, роскошь - нищетой, избыточная улыбчивость и услужливость - агрессией.
Кто особенно остро воспринимаем красоту и роскошь аристократии? Нищие!
Множество людей, для которых такие аристократические одеяния и обстановка в принципе недоступны, очень любят именно такую сверхкрасоту и сверхроскошь, даже боготворят ее и поклоняются.
Как только человек понимает, что он в состоянии приблизиться к аристократическому образу жизни, боготворение/преклонение сразу куда-то пропадают, да и восторги от красоты как-то утихают. В наше время, когда совсем уж нищих мало, вся эта вычурность в одеяниях вдруг начинает выглядеть неуместной. Ибо уместной и даже необходимой она была лишь как компенсация всеобщей нищеты. Мы же видим, как мир постепенно приближается к мягкой комфортной невыразительности в одежде? Исчезает нищета - уходит и потребность в сверхкрасоте. Если человек вообще никогда не испытывал нищеты, он к суперкрасоте стремиться не будет, будет считать ее отсутствием вкуса и просто неудобством.
Европейская же вежливость - это следствие перенаселенности, а улыбка - знак, что европеец хорошо контролирует свою агрессию от социального давления, при столкновениях с сотнями других людей (а вовсе не признак радушия, теплоты и хорошего воспитания, как они любят декларировать). Если же русский человек улыбается лишь при появлении теплых чувств и хмурится, когда возникает неприязнь, непонимание, - это указывает, во-первых, на меньшее социальное давление, принуждающее к определенному поведению, во-вторых, на то, что, по крайней мере в своих эмоциях, он находится ближе к золотой середине, к реальности, не пытается создать видимость, не соответствующую действительности.
|
</> |