Рош ха-Шана – это единственный праздник, который начинается в
начале месяца (1 Тишрея) и продолжается два дня (как в Израиле, так
и за границей).
Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней – первых двух дней
месяца Тишрей, – но эти два дня считаются одним длинным праздником,
называющимся на арамейском языке «йома арихата» (длинный
день).
![Рош ха-Шана: 1-2 Тишрея. Сегодня с заходом солнца Рош ха-Шана: 1-2 Тишрея. Сегодня с заходом солнца](https://imgprx.livejournal.net/8b15f355f72466db2759fdaea808da5126f96a78/N68UJ0NlPUtu-V6sriGWPvDku9dZA3P8YOVyQtF-l-wykOlORjZo1FD6rtyV6tNam-wMfvr2RB--Tt5TLyIuVnjW2Mt2mLkx4n7KLuSwcjxrevXdL4YZLn29r2wO9zhO)
Название Рош ха-Шана впервые упоминается в Мишне. В Торе этот
праздник называется «Йом
Труа» (Числа гл. 29, 1), или «напоминание о трубном звуке»
(Левит, гл. 23, 24). Название «Йом Труа» связанно с особой
заповедью приписанной этому празднику: издать трубный звук.
Еврейские мудрецы установили, что «трубный звук» в «Йом Труа» означает
трубить в шофар.
Как говорилось выше, в Мишне упомянуто несколько начал года. Но
самым важным началом года является Рош ха-Шана, и поэтому, только
эта дата удостоилась названия такого названия
Рош ха-Шана – судный день для человека и для мира
По еврейской традиции, Рош ха-Шана, в отличие от других еврейских
праздников, является не только еврейским, но и универсальным
праздником. Этот праздник относится ко всему миру и ко всем людям:
Рош ха-Шана – это судный день для всего человечества, для всех
людей в мире. Почему именно Рош ха-Шана был избран как всемирный
судный день? Одним из ответов является то, что мир был создан в
месяц Тишрей, и поэтому Рош ха-Шана означает не только начало года,
а также рождение человечества. По этой причине в молитвах, читаемых
в праздник Рош ха-Шана, упоминают также и начало человеческой
истории, к примеру – историю Ноя и Всемирного потопа.
![Рош ха-Шана: 1-2 Тишрея. Сегодня с заходом солнца Рош ха-Шана: 1-2 Тишрея. Сегодня с заходом солнца](https://imgprx.livejournal.net/e8368d872296046526ef2fd7b66ee5c037f661eb/N68UJ0NlPUtu-V6sriGWPvDku9dZA3P8YOVyQtF-l-wykOlORjZo1FD6rtyV6tNaH147chyq1X-hPKEk5vn0kKubL7AcExIFTRf3XsD7NAk)
По-традиции, в Рош ха-Шана каждый человек осуждается за его
проступки, совершенные в течение прошедшего года. В молитвах,
читаемых в Рош ха-Шана, упоминается Судный день, в который все люди
проходят перед Богом, как овцы перед пастырем или как солдаты,
выстраивающиеся в шеренгу перед командиром, и Бог судит каждого из
них за его деяния. Не только все люди получают в Рош ха-Шана личный
приговор, но и народы и государства: «О государствах будет сказано
тогда (в Рош ха-Шана, в
судный день): этому война – а этому мир, этому голод – а этому
процветание».
Почему трубят в шофар в
Рош ха-Шана
Как говорилось выше, Рош ха-Шана является «Йом Труа», и отличие данного
праздника в том, что во время него трубят в шофар. Еврейские мудрецы
подчеркнули значение шофара, как знака Судного дня:
шофар объявляет о
начале заседания Небесного суда, во время которого Бог судит мир. А
также шофар служит
напоминанием всем людям, предстающим пред судом, он пробуждает в
них страх перед Судным днем и побуждает их к раскаянию в их плохих
деяниях. Эта связь между шофаром и раскаянием упоминается в
Мидраше: шофар
призывает: «Улучшите ваши деяния».
Еврейский философ Филон дает два ответа на вопрос, почему трубят в
шофар: один ответ
относится к еврейскому народу, а другой – ко всему человечеству.
Для еврейского народа шофар является напоминанием
звука трубы на горе Синай: «Были громы и молнии, и облако густое на
горе, и трубный звук весьма сильный» (Исход, гл. 19, 16). Для
остальных шофарявляется инструментом,
призывающим к войне, или же предостерегающим о приближающейся
войне. По словам Филона, звуки шофара в Рош ха-Шана напоминают
еврейскому народу о произошедшем на горе Синай, а всему миру – о
войнах и о надежде на их прекращение, и на исчезновение зла с лица
земли. Как говорится в праздничной молитве: «И все зло (в мире)
рассыплется, как дым, потому что сотрешь злых правителей с лица
земли».
Имеется в виду просьба, обращенная к Богу, чтобы он уничтожил все
плохие государства (и таким образом привел к прекращению войн).