Роль монет и монетизации в экономике древнего Рима (ч. 50)

Поскольку Диоклетиан планировал заменить все остальные монеты на argenteus и nummus, его реформа потребовала двух амбициозных мер: отзыва старых денег и чеканки новых монет, в частности nummi, в беспрецедентных количествах. Он выполнил обе задачи с удивительным успехом. Диоклетиан демонетизировал и перечеканил разнородную массу обрезанных, изношенных и даже поддельных монет, включая последние из надчеканенных гражданских ассариев и остатки биллонных радиатов. Британия под мятежными императорами цеплялась за радиатные монеты до 296 года, когда Цезарь Констанций Хлор вернул потерянную провинцию и немедленно ввел новую чеканку. В Египте Александрия недолго чеканила как старые, так и новые монеты, и неудавшееся восстание Домиция Домициана (295-96) задержало полное осуществление реформы.
Многие радиатные монеты лучшего качества продолжали использоваться после реформы как дроби нумуса. Нумус сопровождался двумя подноминалами, небольшой медной лавровой монетой и радиатной монетой, также из меди, но содержащей покрытие, возможно, от 1 до 1,5 процентов серебра. Радиат, точная копия аврелианиана, за исключением отсутствия отметки номинала xxi, чеканился в ограниченном количестве. Лавровые и радиатные дроби почти наверняка определялись тарифом в 1 и 2 условных денария соответственно. Диоклетиан, вероятно, санкционировал использование аврелианианов наравне со своими новыми радиатами. Если аврелианианы были переоценены с 5 усл. денариев до 2, снижение его стоимости на 60 процентов могло быть оправдано, поскольку у сохранившихся в кладах, отложенных после 293 г., аврелианианов обычно не хватает большей части или всего их серебряного покрытия. В течение пяти лет (с 293 по 297 г.) Диоклетиан и его коллеги ввели первую единую чеканку монет по всему римскому миру и обеспечили достаточное количество новых монет для 60 миллионов его жителей. Официальная тарификация номиналов сохранялась, вероятно, до 1 января 300 г.
Треверы (Трир), резиденция западного цезаря, возможно, отчеканила первые нуммии в 293 году, но вскоре были открыты девять других монетных дворов по всей империи в Италии, Иллирике и на Востоке. В 296 году Лондон и Александрия снабдили восстановленные провинции Британию и Египет новыми деньгами, а Карфаген ненадолго вступил в дело, когда прибыл западный Август Максимиан, чтобы вести свою Мавританскую войну. Последний монетный двор открылся в Фессалонике два года спустя. Диоклетиан изменил систему монетных дворов, унаследованную им от Аврелиана, чтобы она соответствовала его реорганизации гражданского управления в диоцезах. Монетные дворы тетрархии отчеканили сотни миллионов нуммий, вместе с медными фракциями и серебряными аргентеями, что, должно быть, было самой крупной единой чеканкой до современной эпохи. Объем этой чеканки был ошеломляющий, поскольку нуммии не только вытеснили старые монеты, но и обеспечили регионы, давно страдавшие от хронической нехватки монет. Тетрархи осуществили не просто перечеканку, но и одну из самых успешных замен валюты в истории.
|
</> |