Тверь. Часть XL. Улица Пушкинская
vodnik_t — 06.09.2023
Пушкинская улица (ранее ранее Богословская и Гальяновая) проходит от улицы Андрея Дементьева до улицы Салтыкова-Щедрина. Является продолжением бульвара Радищева и переходит в улицу Серебряную. Проходит параллельно улицам Крылова и Медниковской.
Одна из самых коротких улиц Твери, имеет протяжённость всего 260 м.
Пушкинская улица была проведена в соответствии с первым планом регулярной застройки 1760-х гг. в составе предместья. Называлась Богословской улицей, происхождение названия неизвестно.
Богословская улица застраивалась одно- и двухэтажными каменными и деревянными домами. В 19 веке 4 дома в начале нечётной стороны принадлежали Ш. И. и П. Д. Гальяни, поэтому улица стала называться Гальяновой. В 1870-х гг. эти дома сгорели, и на этом месте к 1879 г. был выстроен двухэтажный кирпичный жилой дом, известный в настоящее время как гостиница Гальяни. Нечётная сторона в конце 19 — начале 20 века была застроена кирпичными двухэтажными жилыми домами.
В 1918 г. Гальяновая улица была переименована в Пушкинскую, хотя прежнее название продолжало употребляться даже в официальных документах. Окончательно двухимённость закончилась в 1937 г.
Как и положено, мы идём от конца к началу — мне так удобнее, т.к. фотографирую я идя с работы и потому все параллельные Волге улицы я описываю с востока на запад, т.е. от начала к концу. Итак, мы пересекаем улицу Салтыкова-Щедрина и приступаем.
Дом №13 по Пушкинской улице он же «Дом И. Д. Боброва».
Дом построен в середине XIX в. в стиле классицизма. Архитектор к сожалению неизвестен. Тектонику здания задаёт высокий мезонин, увенчанный классическим фронтоном, а ритм фасаду придают семь осей проёмов, обрамлённых наличниками и поддержанных штукатурными зерцалами.
В 1860-х дом принадлежал купцу И. Д. Боброву — основателю Тверского ботанического сада (ссылка на официальный сайт Ботсада). Сейчас находится в частном владении.
Дом №24/23 по Пушкинской улице.
Построен в середине XIX в. Как видите, без претензий — рядовая застройка предместья. Но есть и у этого дома одна особенность — цоколь из керамического кирпича. Для тех времён это редкость. Тогда предпочитали строить фундаменты и цокольные этажи из старицкого белого камня. Кому принадлежал этот дом мне не известно. А вообще, такие леревянные домики мне нравятся — душа города в них живёт.
Дом №22 по Пушкинской улице или Синагога.
Здание, таки, построено в 1909-1912 гг., таки, по проекту архитектора В.И. Кузьмина. Один из блестящих примеров тверской эклектики — здесь замесили барочный декор с кирпичным стилем. И тому, таки, были причины. Первый проект синагоги был отвергнут губернатором Н.Г. фон Бюнтингом, который запретил рисовать на окнах еврейскую символику и возводить купол. Работы приостановили и В. И Кузьмин взялся за переработку проекта, придав фасаду характерные Никитинско-Штенгелевские барочные формы. А неоштукатуренный кирпич оставил. Еврейская община была удовлетворена, ибо иудейские символы, как говорят, в декоре, таки, зашифрованы. Губернатор тоже удовлетворился. Когда случилась Февральская революция, к зданию быстро приделали козырёк с решёткой в виде меноры.
А потом случилась Революция. Поначалу синагогу не трогали, но в 30-х всё же отобрали. Здесь последовательно размещались Калинский райисполком, затем тресты Племсовхоз и Скотопром, затем Калинское РОВД. И над всеми ними парил козырёк с менорой — сюрреализм.
В 2002 г. еврейская община, таки, получила синагогу обратно. Наверное, отсудила :-) А в 2004 г. здание отреставрировали. И, наконец, исполнили мечту столетней давности — увенчали здание куполом.
Дом №20 по Пушкинской улице.
Построен в середине XIX в. Думаю, обошлись без архитектора — обыкновенный мещанский дом, которых в Твери когда-то было много. Особых денег на модные архитектурные вытребеньки у этих людей не было, так что всё стандартно — сруб обшитый тёсом. Вот только это не значит, что чувство прекрасного тверским мещанам не было знакомо — посмотрите с каким вкусом, простой в общем-то дом, украшен наличниками.
Дом №№16 и 18 по Пушкинской улице они же гостиница «Тверская усадьба».

Построены в 1991 — 1993 г. Пытались стилизовать под историческую застройку, но вышло, как в старом анекдоте: «Пытался, пытался, но ничего не получилось». Впрочем, могло быть и хуже — откровенного рвотного рефлекса не вызывает.
Дом №11 по Пушкинской улице.


Построен во второй половине XIX в. в стиле анахроничного, на тот момент, провинциального классицизма. Архитектор неизвестен, да и, скорее всего, его и не было — строил подрядчик, исходя из не слишком жирного бюджета и собственного чувства прекрасного.
Возможно, в этом здании в начале XX в. располагался филиал гимназии Римской-Корсаковой. Он находился в каком-то двухэтажном кирпичном здании на нечётной стороне улицы Гальяновской, но в каком доподлинно не известно. В 1915 г. в филиале разместили эвакуированную Пултусскую гимназию, после Революции преобразованную в школу № 6). Вот, собственно, и всё, что я могу сказать.
Дом №9 по Пушкинской улице.

Построен в 1895 г. В процессе бытования утратил весь декор фасадов, а, возможно, и вовсе никогда его не имел. Архитектор неизвестен. Ещё один кандидат на размещение филиала гимназии Римской-Корсаковой.
Дом №7 по Пушкинской улице.

Дом №5 по Пушкинской улице.


Построен в 1855 г. в стиле провинциального классицизма. Архитектор неизвестен. Тоже претендует на место размещение филиала гимназии Римской-Корсаковой. Вообще история с этим филиалом напоминает старый одесский анекдот.
Итак, Одесса. На еврейском кладбище рядом стоят три абсолютно одинаковых роскошных памятника. Надпись на центральном гласит: «Здесь покоится лучший напёрсточник Одессы Изя Шнипельзон». На соседнем: «Или здесь». На третьем: «А, может, и здесь».
Да, совсем забыл, на 1 этаже этого дома долгое время размещалась столовая, сначала носившая №23, а потом №56.
Дом №3 по Пушкинской улице.

Как ни удивительно, но этот дом не является претендентом на размещение филиала гимназии Римской-Корсаковой, ибо построен в 1950 г. в стиле, даже не скажешь, что советского неоклассицизма. Так что обозначим архитектурный стиль этого здания, как функционализм, ибо ничего лишнего. Не знаю, кто был архитектором этого здания, но подпись Ф. И. Макарова на его чертежах, определённо, была.
Дом №32/1 по улице Андрея Дементьева.
Это очень интересный дом. Помните у Пушкина:
У Гальяни, иль Кальони,
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони
Да яишницу свари.
Помните? Так вот, это здесь. Хотя, не совсем здесь — Пушкин писал про соседний дом — ул. Андрея Дементьева, 34, где располагалась гостиница и трактир для «чистой публики». А на этом месте находились «службы» и трактир для публики попроще, где «с пармезаном макарони» уже не подавали и Пушкин там не бывал, хотя, кто его знает?
Существующее здание построено в 1870 г. на месте сгоревших в начале 1870-х гг. служб и простонародного трактира. Изначально дом был двухэтажным с трёхэтажной центральной частью (на фасаде, выходящем на ул. Скорбященскую — нынешнюю ул. Андрея Дементьева (Володарского)). Стиль фасада, выходящего на Скорбященскую выдержали в формах классицизма, что можно видеть и сейчас, а вот по Гальяновской щедро отсыпали барочных элементов — видите оконные обрамления, и получилась тверская эклектика. Говорят, это развлекался архитектор В. И Кузьмин, но твёрдых доказательств у меня нет.
В 1934 г. Дом надстроили до 4 этажей.
И на этом нечётная сторона улицы кончилась.
До №14 по Пушкинской улице.

Построен во 2 половине XIX в. Всё по классике: сруб, обшитый тёсом, цоколь из старицкого белого камня, ныне оштукатуренный и обмазанный унылой коричневой краской. Наверное, раньше был украшен резными наличниками. Об этом свидетельствует сохранивщийся наличник на чердачном окне. Словом, типичный мещанский дом тверского предместья.
Дом №12 по Пушкинской улице.

Ещё один мещанский дом, но уже побогаче — на каменном высоком цоколе и со светёлкой на чердаке. Примечательно окно в светёлке — расстекловка с претензией на модерн. И, пожалуй, даже не с претензией, а вполне себе в стиле. Наличники окна тоже интересные — явно под влиянием зданий в стиле эклектики, расположенный в центре города. Наверное, и у остальных окон раньше имелись наличники, но какими они были тайна великая есть. Построен во второй половине XIX в.
Дом №10 по Пушкинской улице.

То же, те же, тогда же. Больше сказать нечего, разве что обратить внимание на интересные наличники.
Дом №8 по Пушкинской улице.

Опять то же, те же, тогда же. Ещё один осколок старой патриархальной Твери. Надеюсь, они сохранятся — без них город будет не то, что не тот, а совсем не тот. Часть городской души уйдёт безвозвратно.
Дом №6 по Пушкинской улице или «Дом Колтыпина».




Представляет из себя двухэтажное кирпичное здание с пониженным первым этажом и воротами, которое было построено в 1855 г. для губернского секретаря Н.Г.Колтыпина. Внизу жил сам Колтыпин, а верхний этаж сдавался внаем.
Главный фасад своими пятью осями проёмов, сдвоенными пилястрами и строгими картушами отсылает к классицизму, но вот ампирные арочные проёмы и обрамление полуциркульных перемычек, заставляющее вспомнить барокко — перед нами как бы не первый образец тверской эклектики, заложивший традицию. Я много писал об эклектичных тверских зданиях последней трети XIX — начала XX вв. Полистайте этот журнал и присмотритесь к проёмам и их оформлению — вы увидите много знакомого.
В этом доме с 1990 года по 2007 гг. работал Заслуженый художник России, выдающийся общественный деятель Клюшин Геннадий Павлович, о чём свидетельствует мемориальная доска на фасаде.

Но это ещё не всё. В здании находится очень примечательное заведение. Вот это:

На официальном сайте музея написано: «В идеологии проекта "Музей Плюшкина" нет ограничений. Все, что стало не нужным в современном мире, но когда-то было с нами, вещи, которые окружали нас в детстве, которыми пользовались наши родители, бабушки и дедушки...»
Посмотрим, что там (все фото с сайта музея):



Ностальгия... Слеза умиления наворачивается... Так что спешите видеть, олды! И детей приводите — пусть тоже прикоснутся.
А ещё в здании обитает Галерея пейзажа имени Е. И. Зверькова. Тоже в высшей степени достойное музейное пространство (все фотографии утянуты из интернета):










Вот такой, понимаете ли, светильник под спудом, а не дом.
Дом №4 по Пушкинской улице.

Заставили его самобеглыми колясками так, что сфотографировать толком не вышло. А домик, меж тем, интересный. Прежде всего, это один из самых старых домов на улице — построен в конце XVIII — начале XIX в. Вполне возможно, что это первое каменное здание на улице. Архитектурный стиль — переходный. От провинциального барокко к провинциальному же классицизму. Деревянные холодные сени с лестницей, примыкающие к дому с южной стороны, как и мансарда, устроены в 30-е — 40-е годы XIX в. Принадлежал и, что совершенно удивительно, до сих пор принадлежит семье Елисеевых. Правда, род П. Е. Елисеева — тверского купца средней руки, насколько мне известно, пресёкся по мужской линии и сейчас домом владеют потомки одной из дочерей Елисеева.
Дом №2Б по Пушкинской улице.

Этот дом построен попозже — во второй половине XIX в. Сразу ли он был эклектичен, или приобрёл такой декор главного фасада в процессе бытования, мне не известно. Ничего о до- и послереволюционных владельцах тоже не удалось раскопать. Сейчас здание делят две какие-то конторы и они, наконец договорились и начали ремонт.
Дом №2А по Пушкинской улице.
Построен во второй половине XIX в. в стиле близком к провинциальному классицизму. В процессе бытования утратил наличники, но сохранил руст. Архитектор не известен. Больше ничего про этот дом рассказать не могу, кроме того, что этим зданием заканчивается чётная сторона улицы. Точнее, начинается, но мы, как всегда, шли задом наперёд.
Про улицу Андрея Дементьева я ещё расскажу. А сейчас хочу просто показать фотографию замечательной клумбы в Горсаду, мимо которой я проходил в тот день:

На сегодня всё.
Предыдущие части:
Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI,
|
|
</> |
Сколько стоит билет на автобус в Иркутске? Цены, маршруты и лайфхаки для пассажиров
Трагедыя ў Палм-Біч: як медыцынская халатнасць зламала жыццё маленькага хлопчыка
Google тайно активировала свой ИИ Gemini в Gmail, Chat и Meet в октябре
Генерал Гордов: за что в 1950 году расстреляли освободителя Праги
7 ноября 1973, Долгопрудный
Неслучайное фото
Грядут темные времена: США готовы пойти войной на Россию.
Плеханов о Ленине
«Зима прошла — ржавчина нигде не вылезла»: отзыв о тягаче JAC K7

