![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomselyanka18051285160243386024338_900.jpg)
Роль костюма в фильме А.А. Тарковского "Андрей Рублев" (1966)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966)](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/6024338/6024338_900.jpg)
В 1966 году Андрей Тарковский снял философскую кинодраму "Андрей Рублев", посвященную жизни знаменитого иконописца и состоящую из восьми новелл, охватывающих период с 1400 по 1423 год.
Предлагаю вашему вниманию слегка вольный пересказ научной статьи аспирантки ВГИКа Д. А. Харьковой, которую я дополнила иллюстрациями
Меха и парча, подлинные взятые напрокат бриллианты и знаменитые украшения, имитация современности под исторические фасоны... Можно вспомнить, например, знаменитый фильм "Клеопатра" почти разоривший киностудию своими костюмными и декоративными излишествами.
Всё это привело к тому, что проблема достоверности костюма стала проблемой зрелищности — как в американском, так и в европейском кино.
Хотя голливудский и европейский варианты стилистики исторических фильмов Тарковскому были решительно чужды, опыт отечественного кинематографа его также не привлекал.
Тарковский был представителем новой советской волны в кинематографе, которая характеризовалась применением притчеобразных сюжетов, аллегорий, метафор, символов и где живописная выразительность заменяла подчас сюжет. Поэтому фильм состоит из нескольких отдельных новелл, связанных друг с другом достаточно условно, и каждая из новелл является своеобразной притчей со своей собственной и неповторимой художественной выразительностью
Художественную выразительность фильму придавало именно то, как Тарковский создавал историческое пространство в фильме с помощью декораций и костюмов. Герои, язык, драматургия фильма неизбежно несли на себе печать современности, просто чтобы быть понятными зрителю, а вот костюмы и декорация создавали у зрителя ощущение времени. Очень тяжелого и жестокого времени, именно поэтому фильм черно-белый
В первой новелле костюмы настолько естественны, что создается впечатление, что это и не костюмы вовсе. Выделанные овчины, лапти, холстины с грубыми швами; да и сам летательный аппарат, словно из обрывков скроенный и сшитый, с остатками рыболовных сетей на подвеске. Чудо полета рождается из этой повседневности.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 1 94109.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5932915/5932915_900.jpg)
Да и сам полет — над весенней грязью, над водой, над далекими бегущими людьми. Опускающийся шар словно дышит, трепыхаясь, понемногу теряя высоту и, наконец, падая на траву. Рождение образа времени, где мы не увидим ни романтики, ни красивости, ни переливов русских мехов, ни благородной игры тканевых фактур, ни световых контрастов.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 1 80aabf7be08.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5933114/5933114_900.jpg)
Художник по костюмам Л.Ю. Нови создала более 200 эскизов, буквально прорисовала все эти массы людей, которые будут населять экран.
Одеты мастера по тем временам достойно, одежды хоть и не новые, но хорошего сукна, не заношенные; они в сапогах (только подмастерья — в лапотках). Ведут себя с достоинством, все-таки при работе люд, не при земле, и не бродяги какие-нибудь — мастеровые. Через костюмы и пластику персонажей передана эта неторопливая гордость своим делом.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966)](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5939148/5939148_900.jpg)
Тем страшнее будут кадры с ослепленными мастерами, когда на светлые одеяния будет пролита кровь, а уверенные движения превратятся в кружение на месте, отчаянный поиск пути.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 3 kinopoisk.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5936117/5936117_original.jpg)
Подрясник Андрея Рублева вроде бы всюду одинаков — но он то скрывает его в темноте, то оправдывает молчание, то делает его похожим на птицу с перебитыми крыльями. Форма и материал костюма помогали сделать героя А.О. Солоницына бесконечно разнообразным — и одновременно внутренне единым в некоторой духовной, скрытой основе.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 4 a0e56275c7.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5937004/5937004_original.jpg)
Эскиз костюма главного героя был утвержден сразу. Но воплощений было несколько — Тарковский поначалу просил выполнить костюм из другой ткани, более фактурной, но впоследствии остановился на том варианте, который и знаком нам по фильму. Это полотно свободно драпируется, не стесняя пластики актера, в меру облегает, хорошо реагирует на ветер. Так, кадры бегущего Рублева, когда рукава подрясника похожи на крылья (явная аллюзия с первой новеллой фильма) подтверждают подход к созданию костюма, который определяет многозначность образа в целом.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 4 4b1f869c1b35e480b5.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5936733/5936733_original.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 4 83c1623547c3361c5c.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5936546/5936546_original.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 4 2a7e2c14991a000.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5936317/5936317_original.jpg)
В новелле "Скоморох" тот же подход к костюмам. Р.А. Быков появляется перед нами в рубахе, которая словно несет на себе отпечаток трудной и небогатой жизни скомороха.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 2 178048.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5934068/5934068_900.jpg)
Но это еще и костюм для выступлений — малейшая деталь, мимика, пластика героя преображают его, дают свободу воображению зрителей. Тут же притулившиеся посреди крестьян монахи в темных подрясниках. Темы свободолюбия, скованности условностями, предательства заявлены, в том числе и на уровне костюмных решений.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 2 kSrQjJsiY44.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5934109/5934109_900.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 2 0060361bf9e.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5933679/5933679_900.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 2 1-p-andrei-rublev-film-111.png](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5933320/5933320_900.png)
В новелле "Феофан Грек" мы увидим интерьер нового храма, который расписывает Феофан. Он лежит на лавке, как у себя дома, его костюм одновременно и рабочий, и домашний — несколько полузаметных полос от краски на рубахе и овчинный тулуп.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 3 D_qfHCWXkAEHv8Y.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5935847/5935847_900.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 3 178155.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5935404/5935404_900.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 3 159914.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5935254/5935254_900.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 3 09ec0a7b3.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5934971/5934971_900.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 3 3udINZ641tV.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5934759/5934759_900.jpg)
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 3 636.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5934456/5934456_900.jpg)
В келье Кирилла нам бросятся в глаза сохнущие штаны — намек на поиск, динамичность этого персонажа. Позже уход Кирилла из монастыря будет снят на фоне огромной поленницы березовых дров. Круглые спилы стволов с белой корой сложены стеной во дворе монастыря. Соотношение ровных стен храма и контрастной мозаики круглых белокорых бревен, белого снега и черных монашеских облачений будет подчеркивать драматическое напряжение сцены
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) 1457287964_06e571df74.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5938224/5938224_900.jpg)
Фильм полон контрастов. Белый конь и белая одежда русского князя — черный конь и черная одежда хана. Разные войска на разных берегах реки — русские и татары. Нагота языческих обрядов и облаченность в бесполые одежды иноков.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) ____168608_original.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5937998/5937998_900.jpg)
В последней новелле — “Колокол” — мы видим одежду героя как отражение внутреннего драматического контраста.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966)](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5932731/5932731_900.jpg)
Молодой Мастер колокольного литья, в драных штанах и сношенных лаптях, услышав, наконец, дивный звон отлитого колокола, истерично плачет и кричит от пережитого напряжения. Не было никакого секрета, переданного отцом, — для того, чтобы сотворить чудо, Мастеру не надо быть облаченным в символично белые или богатые одеяния.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) _______Capture.PNG](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5937273/5937273_900.png)
Именно после этой сцены возникает в фильме цвет. Одеяния на иконах А. Рублева странным и непостижимым образом воспринимаются как “ожившие” костюмы фильма. Так и только так и можно было изобразить этот мир.
Так киностилистика А.А. Тарковского с точки зрения костюмных решений, применяемых в его фильме “Андрей Рублев”, становится новым импульсом развития стилистики исторических фильмов и авторского кинематографа.
![Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Роль костюма в фильме А.А. Тарковского Андрей Рублев (1966) top-10-filmov-o-znamenityh-hudozhnikah-andrei-rublev-1.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/5937657/5937657_original.jpg)
Я лично не люблю фильмы Тарковского, они вводят меня в некое депрессивное состояние, которое мне откровенно не нравится. Но именно в том, что его фильмы вводят меня в некое состояние, наверное, и проявляется гениальность художника.
В СССР того времени фильм о вере и Боге не был и не мог быть понят. Особенно о поисках Бога и собственной души в жестокое и мрачное, совсем не гуманное время, так сильно не похожее на обещанный вскоре рай на земле - коммунизм. Фильм так раскритиковали, что никто сейчас даже в наше время не берется о религиозном аспекте рассуждать и пытаться взглянуть на него как-то по-новому. О том, что такое чудо о колоколе. Или о том, как мы смотрим в глаза Иисусу и мир из черно-белого становится цветным.
Я бы тоже не стала об этом писать, но следующим постом будут костюмы фильма "Викинг", фильма, где очень многое из идей "Андрея Рублева" было откровенно заимствованно. Но заимствованно совершенно провально.
Пост отложенный