Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков.

топ 100 блогов n_dank05.01.2023 Варка каши, посыпание зерном, крещенская и рождественская вода... и где-то совсем рядом со старинными поверьями и обрядами сказка «Двенадцать месяцев», которую часто стали называть рождественской.

Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков.

Из работы профессора Харьковского университета Александра Афанасьевича Потебни (1835—1891) «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий» Издание: «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете» 1865 год.
Начну с каши, хотела было про кашу пропустить, но всё оказалось мало того, что познавательно, но и взаимосвязано.

«Каша у Сербовъ и Хорватовъ варится съ особенными обрядами нѣсколько разъ въ теченіи зимнихъ праздниковъ, т. е., начиная со дня Великомученицы Варвары (4 Декабря) до Бого­явленія (6 Генваря).Повторение обряда свидѣтельствуетъ о вну­тренней связи этихъ праздниковъ. Каша, которая варится на Варвары, изъ смѣшаннаго зерна всѣхъ сортовъ, у сербовъ на­зывается Варица (уменьшит. отъ Вара, Варвара). Обыкно­венно эту кашу ставятъ въ печь еще вечеромъ наканунѣ Вар­варина дня, а ѣдятъ холодною на третій, и послѣ Саввы (5 Де­кабря), на Николая (6 Декабря). По этому поется:
Варварица вари,
А Савица лади,
Николица куса.

У Малороссіянъ кутя варится «на багатый вечеръ» (на кану­нѣ Рождества) и стоить на покутѣ до новой кути наканунѣ Крещенья. У Великороссіянъ наканунѣ Рождества готовится къ ужину «изъ крупъ каша, а изъ пшена и ячменя кутья сочель­ницкая»; въ другой разъ на Васильевъ день.
Указанія на религиозное значеніе этой каши довольно ясны и состоять частью въ обрядахъ при ея приготовленіи, частью въ га­даньѣ по кашѣ».

«Въ Галицкой Руси за ужиномъ, наканунѣ Рождества, когда ѣдятъ кутю (изь пшеницы, маку и меду), хозяинъ, набравши ея въ ложку, бросаетъ вверхъ. По количеству зеренъ, приставшихъ къ потолку, судятъ объ урожаѣ въ будущемъ году.
Весьма важно, что кашею въ нѣкоторыхъ мѣстатъ посы­паютъ, и что отъ посыпанья въ иныхъ случаяхъ зависятъ ея благотворныя дѣйствія ‹...› каша связы­вается съ обсыпаньемъ: въ Великороссіи на именинахъ ѣдятъ, и именинникъ посылаетъ знакомымъ, гречневую кашу, или пирогъ съ кашею. Такой пирогъ разламываютъ надъ головою именин­ника, и это значитъ, что цѣлый будущій годъ жить ему въ до­вольствѣ. Чѣмъ болѣе разсыпается по немъ каша, тѣмъ жить ему достаточнѣе».

Предполагаемая связь каши и сыпанья подтверждается тождествомъ значенія варенья каши на Рождество, или на Варва­ринъ день, и обычая посыпать зерномъ. Въ Малороссiи, на Новый Годъ, на разсвѣтѣ отправляются мальчики, парубки и старые люди посыпать всякимъ зерномъ изъ торбы или изъ рукавицы. При посыпаньѣ приговариваютъ, между прочимъ: «На щастя, на здоровья, на новее лѣто! роди, Боже, жито, пшеницю, усяку пашницю»! Ихъ дарятъ деньгами и пирогами. Посыпальное зерно собираютъ съ особы­ми замѣчаніями и хранятъ до весенняго посѣва. Нѣкото­рые хватаютъ бросаемыя зерна, И по количеству захваченныхъ въ руку зеренъ разнаго хлѣба судятъ объ урожаѣ на своей ни­вѣ.
* Какъ зерно, которымъ посыпаютъ, такъ и каша, имѣетъ цѣлебную силу: въ Сербіи Варицу даютъ скоту, для здоровья, мажутъ ею шеи валовъ, чтобъ не было у нихъ лѣтомъ ссадинъ.

Въ Сербіи этотъ обрядъ совершается на первый день Рож­дества: «Полажайникъ понесе у рукавици жита, на кадъ назове съ врата: «Христосъ се роди», онда поспе из руке житомъ по ку­ти (а изъ куте ко поспе нега и одговори му: «Ва истину роди») и т. д.
У Хоратовъ полежай обыкно­венно зять хозяевамъ того дома, куда идетъ посыпать. Когда онъ входитъ на дворъ, хозяйка (теща) обсыпаетъ его зерномъ. Вошедши въ сѣни, онъ кормитъ зерномъ птицу».
Если варенье каши и посыпанье сырымъ зерномъ первона­чально тождественны, чему ниже приведемъ еще одно доказа­тельство, то несомнѣнно, что оба эти обряда символически изо­бражаютъ дождь, который сыплется на землю, подобно сѣемому зерну. Но такъ какъ земная вода въ мифахъ постоянно отож­дествляется съ небесной, то каша и обсыпанье должны нахо­диться въ связи и съ земною водою.
Одно изъ основаній сравненія посыпанья и дождя состоитъ въ томъ, что сыпучія зерна мелки, какъ капли дождя. Самое сравненіе сыпанья и литья весьма обыкновенно въ языкѣ: постоянный эпитетъ дождя мелкій (Мр. дробенъ дощь, Чеш. drobny dest' sitno pršeti, Серб. ситна киша); выраженіе «мелкій дождь» мо­жетъ быть замѣнено однимъ словомъ, именно Чеш. prch, prš, мелкій дождь, которое сродно съ Сл. прахъ — порохъ, Чеш. prchati, прыскать и т. д. Слово прахъ (предполагающее, по всему вѣро­ятію, Сл. прахъ, дождь, а не на оборотъ), заключаетъ въ себѣ такимъ образомъ сравненіе дождя и пыли. Сравните также слѣ­дующее: Обл. Великорусское бусать, пить (что предполагаетъ, или ведетъ за собою, значеніе литья, жидкости); бусъ, пьяный человѣкъ, мелкий дождь и мелкая мука, осѣдающая на стѣнахъ мельницы; бусить, мелко дождить и пылить мукою ‹...› Точить, заставлять течь (на пр., точить вино), просѣвать на решетѣ (Малор. Чеш.), просыпать, на пр., пшено (Тамб.); быть можетъ, основаніемъ сближенія въ этомъ словѣ литья и сыпанья служитъ третье значеніе. Слич. точить, именно катить, кружить: капля въ струѣ воды, какъ зерно, кружится, катясь. Разливанье и разсыпанье имѣютъ одинаковыя переносныя значенія потери, разлуки, печали. Расточать (имѣніе) значитъ собственно разливать и и разсыпать ‹...› Со­гласно съ этими образами расточенія добра служатъ: прахъ и пыль, уносимые вѣтромъ: наше добро розтеклось (ср. прахомъ пошло)».

«Связь каши, посыпанья и воды видна въ обычаѣ въ день Вар­вары, или на Рождество, посыпать воду кашею ‹...› Потомъ уже, воро­тившись съ воды, посыпаютъ кашею въ избѣ ‹...›
Свойства и сила Рождественской, или Крещенской, воды видны изъ слѣдующаго. Снѣгъ, собранный въ Крещенскій вечеръ и опу­щенный въ колодязь, можетъ сохранить въ немъ воду во весь годъ, хотя бы во все лѣто не было ни одной капли дождя. Въ Славоніи на первый день Рождества хозяинъ окропляетъ водою поля и виноградники (для урожая). У кого есть пчелы, тѣмъ очень нужна Рождественская вода во время ройбы. Тамъ же на Кре­щенье окропляютъ водою скотъ и птицу; у Чеховъ хозяйки свя­ченою Крещенскою водою окропляютъ цыплятъ. Крещенская вода исцѣляетъ всѣ недуги. По этому Сербы, Хорваты, Русь и Чехи до сихъ поръ купаются на Крещенье въ проруби, или, по крайней мѣрѣ, умываются Крещенскою водою. Есть извѣстія, что въ прору­би купали даже больныхъ дѣтей. Богоявленскою водою окропляютъ скотъ во время падежа. Такую же цѣлебную силу имѣетъ и Кре­щенский снѣгъ. Силу эту получаетъ вода въ самую полночь подъ Рождество, или Крещенье. На канунѣ Крещенья волнуется вода въ самую полночь, какъ объясняютъ, по тому, что въ это время кре­стился Христосъ. У Нѣмцевъ Нeiwag (heila-wac, heilwac, heil­woege, heilwage, цѣлебная волна), вода зачерпнутая изъ колодца въ полночь на Рождество, или Крещенье, исцѣляетъ раны и болѣзни и не портится. «Въ этомъ вѣрованіи, говорить Гриммъ, видно древ­нее смѣшенье языческаго съ Христіянскимъ. Народъ до сихъ поръ вѣритъ, что на Рождество, или на свѣтлый Праздникъ въ пол­ночь вода въ колодязяхъ превращается въ вино. Это основано на томъ, что божественность Спасителя впервые проявилась на бракѣ въ Канѣ, гдѣ вода превращена въ вино, Рождество же и Крещеніе праздники Богоявленія» (проявленія Божества).
Но намъ кажется болѣе вѣроятнымъ, что вліяніе Христіянства на это вѣрованіе не такъ сильно, что Христіянство только не мѣшало сохраненiю языческихъ повѣрьевъ. Если на Рождество вода пре­вращается въ вино, по тому что она превращена въ вино въ Канѣ, то какъ объяснить Христіянствомъ то, что, по Нѣмецкому повѣрью, въ ночь на Рождество всѣ деревья превращаются въ роз­маринъ, растение, посвященное Богу Фрô*?
«Alle wasser wein,
Alle bäume rosmarein.»
Въ одну изъ священныхъ ночей не только вода волнуется, или становится виномъ (по Общеславянскому вѣрованію), раскры­вается небо, (по Серб.) исполняются высказанныя въ эту минуту желанія, скотъ получаетъ даръ слова (Общеслав. и Нѣм.), де­ревья разцвѣтаютъ и даже приносятъ золотые плоды (Слав. и Нѣм.). Все это удобнѣе объяснить посѣщеніемъ земли Языче­скими богами. Мысль, настроенная рожденіемъ солнца или его поворотомъ, предупреждаетъ теченіе времени и, среди зим­нихъ снѣговъ, видимъ полное развитие усыпленныхъ зимою силъ природы, лѣто и рай на землѣ.»

Это ли не сюжет сказки «Двенадцать месяцев»? По воспоминаниям Самуила Яковлевича Маршака, источником для сюжета послужила услышанная им задолго до написания сказки чешская легенда о двенадцати месяцах. Подумалось, пусть бы расцветающие к Рождеству деревья были лишь сказочным отголоском тех древних историй и поверий. И не такое бывало, вот же они — сказки.

* Фрейр (также Фрей, др.-сканд. Freyr, букв. «господин»), также Ингви (др.-сканд. Ingvi), Ингви-Фрейр, у древних германцев – Фро — в германо-скандинавской мифологии бог плодородия, мира, процветания и мужской силы, податель солнечного света, ясной погоды и доброго урожая.

Источник:
Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков. Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков. Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Лично у меня, как самого обычного обывателя полностью отсутствует понимание происходящей сейчас судорожной движухи по изменению действующей Конституции РФ. Прежде всего поражают темпы с которыми все происходит. Судите сами: 15 января Путин анонсирует радикальное изменение политического ...
Я не встречала еще человека, который бы не любил пельмени. Пельмени любят все. И взрослые и дети. Все мои друзья швейцарцы-французы и итальянцы просто кайфуют, поедая домашние пельмени. Сегодня я поделюсь с вами моим любимым рецептом. Пельмени просто тают во рту. Не ленитесь и лепите-варит ...
У севастопольского ахвицера пропала жонка - вышла из дому и труп только сегодня обнаружили . Весьма подозрителен факт, что ахвицер написав сей пост, больше не объявлялся в сети. Вероятно стреножили дабы именно на него жёнушку и подшить. Большие поцриоты Россиюшки, ждали когда ...
Жизнь сложилась так, что мы хорошо знаем врачей из Института хирургии им. А.В.Вишневского. Один из лучших наших друзей работает там сегодня. И им там нелегко. Врачи и медсестры спасают больных в зараженной «красной зоне», многие вынуждены просто жить в стенах больницы. ...
Фильм Вуди Аллена "Матч-пойнт"(2005) - лучшая иллюстрация к теме о вреде щипцов для любви. Герой фильма - парнишка печоринского типа, героиня - типичная белладонна. Герой - теннисист Крис (Джонатан Риз-Майерс), который меняет спортивную карьеру на работу тренера в престижном клубе ...