Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков. Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков.](/images/main/rojdestvenskaya-i-kreschenskaya-voda-obryadi-i-poverya-iz-glubini-vekov-e660ef.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/2569638/2569638_original.jpg)
Из работы профессора Харьковского университета Александра Афанасьевича Потебни (1835—1891) «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий» Издание: «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете» 1865 год.
Начну с каши, хотела было про кашу пропустить, но всё оказалось мало того, что познавательно, но и взаимосвязано.
«Каша у Сербовъ и Хорватовъ варится съ особенными обрядами нѣсколько разъ въ теченіи зимнихъ праздниковъ, т. е., начиная со дня Великомученицы Варвары (4 Декабря) до Богоявленія (6 Генваря).Повторение обряда свидѣтельствуетъ о внутренней связи этихъ праздниковъ. Каша, которая варится на Варвары, изъ смѣшаннаго зерна всѣхъ сортовъ, у сербовъ называется Варица (уменьшит. отъ Вара, Варвара). Обыкновенно эту кашу ставятъ въ печь еще вечеромъ наканунѣ Варварина дня, а ѣдятъ холодною на третій, и послѣ Саввы (5 Декабря), на Николая (6 Декабря). По этому поется:
Варварица вари,
А Савица лади,
Николица куса.
У Малороссіянъ кутя варится «на багатый вечеръ» (на канунѣ Рождества) и стоить на покутѣ до новой кути наканунѣ Крещенья. У Великороссіянъ наканунѣ Рождества готовится къ ужину «изъ крупъ каша, а изъ пшена и ячменя кутья сочельницкая»; въ другой разъ на Васильевъ день.
Указанія на религиозное значеніе этой каши довольно ясны и состоять частью въ обрядахъ при ея приготовленіи, частью въ гаданьѣ по кашѣ».
«Въ Галицкой Руси за ужиномъ, наканунѣ Рождества, когда ѣдятъ кутю (изь пшеницы, маку и меду), хозяинъ, набравши ея въ ложку, бросаетъ вверхъ. По количеству зеренъ, приставшихъ къ потолку, судятъ объ урожаѣ въ будущемъ году.
Весьма важно, что кашею въ нѣкоторыхъ мѣстатъ посыпаютъ, и что отъ посыпанья въ иныхъ случаяхъ зависятъ ея благотворныя дѣйствія ‹...› каша связывается съ обсыпаньемъ: въ Великороссіи на именинахъ ѣдятъ, и именинникъ посылаетъ знакомымъ, гречневую кашу, или пирогъ съ кашею. Такой пирогъ разламываютъ надъ головою именинника, и это значитъ, что цѣлый будущій годъ жить ему въ довольствѣ. Чѣмъ болѣе разсыпается по немъ каша, тѣмъ жить ему достаточнѣе».
Предполагаемая связь каши и сыпанья подтверждается тождествомъ значенія варенья каши на Рождество, или на Варваринъ день, и обычая посыпать зерномъ. Въ Малороссiи, на Новый Годъ, на разсвѣтѣ отправляются мальчики, парубки и старые люди посыпать всякимъ зерномъ изъ торбы или изъ рукавицы. При посыпаньѣ приговариваютъ, между прочимъ: «На щастя, на здоровья, на новее лѣто! роди, Боже, жито, пшеницю, усяку пашницю»! Ихъ дарятъ деньгами и пирогами. Посыпальное зерно собираютъ съ особыми замѣчаніями и хранятъ до весенняго посѣва. Нѣкоторые хватаютъ бросаемыя зерна, И по количеству захваченныхъ въ руку зеренъ разнаго хлѣба судятъ объ урожаѣ на своей нивѣ.
* Какъ зерно, которымъ посыпаютъ, такъ и каша, имѣетъ цѣлебную силу: въ Сербіи Варицу даютъ скоту, для здоровья, мажутъ ею шеи валовъ, чтобъ не было у нихъ лѣтомъ ссадинъ.
Въ Сербіи этотъ обрядъ совершается на первый день Рождества: «Полажайникъ понесе у рукавици жита, на кадъ назове съ врата: «Христосъ се роди», онда поспе из руке житомъ по кути (а изъ куте ко поспе нега и одговори му: «Ва истину роди») и т. д.
У Хоратовъ полежай обыкновенно зять хозяевамъ того дома, куда идетъ посыпать. Когда онъ входитъ на дворъ, хозяйка (теща) обсыпаетъ его зерномъ. Вошедши въ сѣни, онъ кормитъ зерномъ птицу».
Если варенье каши и посыпанье сырымъ зерномъ первоначально тождественны, чему ниже приведемъ еще одно доказательство, то несомнѣнно, что оба эти обряда символически изображаютъ дождь, который сыплется на землю, подобно сѣемому зерну. Но такъ какъ земная вода въ мифахъ постоянно отождествляется съ небесной, то каша и обсыпанье должны находиться въ связи и съ земною водою.
Одно изъ основаній сравненія посыпанья и дождя состоитъ въ томъ, что сыпучія зерна мелки, какъ капли дождя. Самое сравненіе сыпанья и литья весьма обыкновенно въ языкѣ: постоянный эпитетъ дождя мелкій (Мр. дробенъ дощь, Чеш. drobny dest' sitno pršeti, Серб. ситна киша); выраженіе «мелкій дождь» можетъ быть замѣнено однимъ словомъ, именно Чеш. prch, prš, мелкій дождь, которое сродно съ Сл. прахъ — порохъ, Чеш. prchati, прыскать и т. д. Слово прахъ (предполагающее, по всему вѣроятію, Сл. прахъ, дождь, а не на оборотъ), заключаетъ въ себѣ такимъ образомъ сравненіе дождя и пыли. Сравните также слѣдующее: Обл. Великорусское бусать, пить (что предполагаетъ, или ведетъ за собою, значеніе литья, жидкости); бусъ, пьяный человѣкъ, мелкий дождь и мелкая мука, осѣдающая на стѣнахъ мельницы; бусить, мелко дождить и пылить мукою ‹...› Точить, заставлять течь (на пр., точить вино), просѣвать на решетѣ (Малор. Чеш.), просыпать, на пр., пшено (Тамб.); быть можетъ, основаніемъ сближенія въ этомъ словѣ литья и сыпанья служитъ третье значеніе. Слич. точить, именно катить, кружить: капля въ струѣ воды, какъ зерно, кружится, катясь. Разливанье и разсыпанье имѣютъ одинаковыя переносныя значенія потери, разлуки, печали. Расточать (имѣніе) значитъ собственно разливать и и разсыпать ‹...› Согласно съ этими образами расточенія добра служатъ: прахъ и пыль, уносимые вѣтромъ: наше добро розтеклось (ср. прахомъ пошло)».
«Связь каши, посыпанья и воды видна въ обычаѣ въ день Варвары, или на Рождество, посыпать воду кашею ‹...› Потомъ уже, воротившись съ воды, посыпаютъ кашею въ избѣ ‹...›
Свойства и сила Рождественской, или Крещенской, воды видны изъ слѣдующаго. Снѣгъ, собранный въ Крещенскій вечеръ и опущенный въ колодязь, можетъ сохранить въ немъ воду во весь годъ, хотя бы во все лѣто не было ни одной капли дождя. Въ Славоніи на первый день Рождества хозяинъ окропляетъ водою поля и виноградники (для урожая). У кого есть пчелы, тѣмъ очень нужна Рождественская вода во время ройбы. Тамъ же на Крещенье окропляютъ водою скотъ и птицу; у Чеховъ хозяйки свяченою Крещенскою водою окропляютъ цыплятъ. Крещенская вода исцѣляетъ всѣ недуги. По этому Сербы, Хорваты, Русь и Чехи до сихъ поръ купаются на Крещенье въ проруби, или, по крайней мѣрѣ, умываются Крещенскою водою. Есть извѣстія, что въ проруби купали даже больныхъ дѣтей. Богоявленскою водою окропляютъ скотъ во время падежа. Такую же цѣлебную силу имѣетъ и Крещенский снѣгъ. Силу эту получаетъ вода въ самую полночь подъ Рождество, или Крещенье. На канунѣ Крещенья волнуется вода въ самую полночь, какъ объясняютъ, по тому, что въ это время крестился Христосъ. У Нѣмцевъ Нeiwag (heila-wac, heilwac, heilwoege, heilwage, цѣлебная волна), вода зачерпнутая изъ колодца въ полночь на Рождество, или Крещенье, исцѣляетъ раны и болѣзни и не портится. «Въ этомъ вѣрованіи, говорить Гриммъ, видно древнее смѣшенье языческаго съ Христіянскимъ. Народъ до сихъ поръ вѣритъ, что на Рождество, или на свѣтлый Праздникъ въ полночь вода въ колодязяхъ превращается въ вино. Это основано на томъ, что божественность Спасителя впервые проявилась на бракѣ въ Канѣ, гдѣ вода превращена въ вино, Рождество же и Крещеніе праздники Богоявленія» (проявленія Божества).
Но намъ кажется болѣе вѣроятнымъ, что вліяніе Христіянства на это вѣрованіе не такъ сильно, что Христіянство только не мѣшало сохраненiю языческихъ повѣрьевъ. Если на Рождество вода превращается въ вино, по тому что она превращена въ вино въ Канѣ, то какъ объяснить Христіянствомъ то, что, по Нѣмецкому повѣрью, въ ночь на Рождество всѣ деревья превращаются въ розмаринъ, растение, посвященное Богу Фрô*?
«Alle wasser wein,
Alle bäume rosmarein.»
Въ одну изъ священныхъ ночей не только вода волнуется, или становится виномъ (по Общеславянскому вѣрованію), раскрывается небо, (по Серб.) исполняются высказанныя въ эту минуту желанія, скотъ получаетъ даръ слова (Общеслав. и Нѣм.), деревья разцвѣтаютъ и даже приносятъ золотые плоды (Слав. и Нѣм.). Все это удобнѣе объяснить посѣщеніемъ земли Языческими богами. Мысль, настроенная рожденіемъ солнца или его поворотомъ, предупреждаетъ теченіе времени и, среди зимнихъ снѣговъ, видимъ полное развитие усыпленныхъ зимою силъ природы, лѣто и рай на землѣ.»
Это ли не сюжет сказки «Двенадцать месяцев»? По воспоминаниям Самуила Яковлевича Маршака, источником для сюжета послужила услышанная им задолго до написания сказки чешская легенда о двенадцати месяцах. Подумалось, пусть бы расцветающие к Рождеству деревья были лишь сказочным отголоском тех древних историй и поверий. И не такое бывало, вот же они — сказки.
* Фрейр (также Фрей, др.-сканд. Freyr, букв. «господин»), также Ингви (др.-сканд. Ingvi), Ингви-Фрейр, у древних германцев – Фро — в германо-скандинавской мифологии бог плодородия, мира, процветания и мужской силы, податель солнечного света, ясной погоды и доброго урожая.
Источник:
![Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков. Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков.](/images/main/rojdestvenskaya-i-kreschenskaya-voda-obryadi-i-poverya-iz-glubini-vekov-88f6e1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/2569801/2569801_original.jpg)
![Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков. Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков.](/images/main/rojdestvenskaya-i-kreschenskaya-voda-obryadi-i-poverya-iz-glubini-vekov-e399d1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/2570008/2570008_original.jpg)
![Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков. Рождественская и крещенская вода. Обряды и поверья. Из глубины веков.](/images/main/rojdestvenskaya-i-kreschenskaya-voda-obryadi-i-poverya-iz-glubini-vekov-468eee.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/2570308/2570308_original.jpg)