РОЖДЕНИЕ ДРАКОНА. ПРОЛОГ

топ 100 блогов roman-rostovcev — 25.04.2024

Отвлекусь немного от похождений нашего Рокамболя Луи Бонапарта и застолблю на будущее ещё одну тему. Итак, 5 сентября 1905 года произошло событие эпохального масштаба, повлёкшее за собой до сих пор не вполне оцененные последствия в мировой истории. В этот день в американском городе Портсмуте  был подписан мирный договор между Российской империей с одной стороны и Японской империей с другой. Договор зафиксировал поражение перворазрядной европейской державы от небольшой по размерам, а главное азиатской страны. Одним из условий этого договора была аннексия Японией южного Сахалина. Иными словами, Япония не только разгромила одну из ведущих европейских держав, но и присоединила часть её территории. 

РОЖДЕНИЕ ДРАКОНА. ПРОЛОГ

Одним из важнейших последствий разгрома России были выводы, сделанные из итогов русско-японской войны в Китае.  Десятью годами ранее империя Цин сама потерпела поражение от стремительно развивающейся по западным стандартам Японии. В войне 1894 — 95 годов, начавшейся как спор за сюзеренитет над Кореей, китайские войска были наголову разбиты. Китай был вынужден заключить с Японией кабальный Симоносекский договор, согласно которому Империя Цин признавала самостоятельность Кореи,  передавала Японии навечно остров Тайвань и его окрестности, уплачивала контрибуцию в 200 млн. лян,  открывала ряд портов для торговли, предоставляла японцам право строительства промышленных предприятий в Маньчжурии и Китае.

Японо-китайская война продемонстрировала, что вестернизированная Япония несоизмеримо сильнее Китая. Но вот война русско-японская с той же очевидностью показала китайцам, что Япония сильнее и многих европейских держав. Быть слабее вчерашней захолустной Японии было для китайцев унизительно. Но стать сильнее стран Европы, проведя реформы по японскому образцу,  было настолько заманчиво, что ради этого не зазорно было поклониться и японцам. Однако маньчжурская династия Цин для рывка в западном направлении очевидно не подходила. Поэтому триумф Японии вызвал в китайском обществе подъём не только националистических, но и оппозиционных настроений в отношении маньчжуров. Тем более, что сами японцы начали своё движение к модернизации страны с революции и смены государственного устройства. 

До 1868 года Японией управляла династия Токугава, представители которой носили титул сёгунов. Династия эта правила с 1603 года, а вот что было в Японии до этого времени сказать трудно. Поскольку официально предшествующий сёгунату период называется «Эпохой воюющих провинций», а ещё более ранний период — «Смутой годов Онин». Можно сказать с уверенностью лишь то,  что на исторической памяти японцев человек с титулом «микадо» занимал в Японии чисто церемониальное положение и реальной власти не имел. Но существовала легенда, что в какие-то незапамятные времена микадо был главнее сёгуна, впрочем это не точно. 

Поэтому революция в Японии была проведена под лозунгом реставрации власти микадо, который однако же и при новом режиме никакой реальной власти не получил. В 1890 году была принята Конституция Японской империи, за основу которой были взяты конституции Пруссии и других германских государств. Конституция предусматривала парламент в качестве законодательного органа, партийную систему выборов, кабинет министров и тайный совет как исполнительные органы власти и сакрализированную  фигуру  микадо, который всё это освящал и вдохновлял одним своим существованием. 

Суть же революции Мэйдзи, как её понимали в Китае, состояла в том, что прогрессивные, прозападно настроенные политики и военные взяли власть в свои руки, ввели в стране западные методы промышленного производства и народного образования, вооружили по западным стандартам японскую армию и обучили её по прусским военным уставам, а флот модернизировали по английским образцам. И начали бить самих европейцев, поскольку сумели объединить мудрость Востока и  технологии Запада. 

Если бы маньчжурские ханы в своё время (то есть в 1644-м году) сохранили  какую-то ритуальную, символическую фигуру потомков  Сына Неба из  династии Мин, то китайские революционеры отработали бы японский образец в неизменном виде. Маньчжурского сёгуна они бы свергли, а власть формального императора Мин восстановили в том уже урезанном до  предела виде, что и власть микадо в Японии. Но такого варианта у них не было, и поэтому китайские сторонники прогресса вынуждены были импровизировать вплоть до установления власти «Коммунистической» «партии» Китая в 1949 году. 

Тем не менее, знание секрета превращения из вонючей азиатской провинции в грозу и победителей европейских варваров принадлежало тогда только Японии. И поэтому вся китайская общественно-политическая мысль либо ориентировалась на японские образцы, либо просто просила у японцев дать списать решение этой задачи. То есть китайские революционеры изначально стремились не «улучшить жизнь простого народа» и даже не «установить справедливый общественный строй», а просто научиться бить заморских дьяволов как японцы. Именно в этом ключ китайской революции 1911 — 1949 годов. 

Ещё одним ключом к пониманию событий в Китае до победы КПК в гражданской войне является чёткое понимание того обстоятельства, что единого Китая просто не существовало. Китайская политическая культура слишком самобытна для того, чтобы искать ей европейские аналоги, но ближайшей аналогией Китаю была Священная Римская империя германской нации до её упразднения Наполеоном. 

Выборов императора курфюрстами в Китае не существовало, но их заменяла  концепция Мандата Неба. Династия, управляющая Китаем, считалась законной, пока Небо давало ей своё благословение, выражающееся в том, что дела идут хорошо. Не только военные или политические успехи являлись маркером отношения Неба к династии, но даже и природные явления: урожайность полей, полноводье рек, отсутствие засух и эпидемий. Если династия утрачивала Мандат Неба свергнуть её было не просто правом, а прямой обязанностью населения империи. Успех же или неудача восстания тоже зависела от воли Неба, то есть любая победившая революция считалась законной и благодетельной уже по самому факту своей победы. 

Должностных лиц империи Цин, которых принято называть губернаторами провинций,  по их статусу (и положению самих провинций в политической структуре империи), было бы правильнее называть «князьями», опять-таки по аналогии с князьями, герцогами и курфюрстами Священной Римской империи. У Цин после подавления Тайпинского восстания не было единой армии и единой внешней политики. Армии выставлялись губернаторами провинций, если на то будет их воля. Скажем приморские провинции Китая не участвовали в войне с державами в период «боксёрского восстания» 1900 года, прямо и недвусмысленно объявив о своём нейтралитете.  В войне с Японией в 1895 году участвовали провинциальные войска только  приграничных с Кореей провинций-княжеств.  Ну и так далее. 

Ну а теперь, когда мы в общем и целом представляем общую картину, можно поговорить и о подробностях. Так что продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Упавшее тело надо подобрать и отвезти в БСМП с диагнозом «ОНМК» – гласит Основной Закон «Скорой помощи» (ниипёт, есть ли там ОНМК, или это просто истерия или а\о, а эти волшебные четыре буквы, написанные скоропомощником, пинком открывают все двери). Однако, тела падают не только лишь амбул ...
Я просто теряюсь от негодования при виде женской тупости, выражающейся в ...
Жабы, я глянул и охуел от расхода топлива двигателя размером в две бутылки армянского коньяка. Чё делать? Вроде всё менял и промывал. Расход меньше не стал. Пояснение к КДПВ: Форд Фиеста 2006 1.4 Робот. Рестайл. Всё город, кроме 600 километров в мае и ...
Upd. Опросы по-прежнему глючат. Пишите цифру в комментах что ли. aleks36 вот тут высказал простую, но гениальную мысль. Сделаем нехитрый опрос на её основе. Поскольку опрос не показывается, уточню: речь о том, что, если кто-то возьмётся организовать конкурс, ну пусть будет кр ...
Многие из снимков вам уже встречались в интернете, но здесь они все под одной крышей и в лучшем качестве. 1986. Москва 1986. Узбекистан 1987. Бухара. Врач-акушер 1987. Москва. Большой театр 1987. Москва. Военный парад 1987. Москва. Красная площадь. Семья позируе ...