Рожающие мужчины

топ 100 блогов cat_gekata03.07.2013 Очередной обычай по присвоению мужчинами прав на деторождение, из той же серии, что передача детям мужских фамилии-отчества. Злые духи тут были только отговоркой, глубинный смысл - это показать, чей теперь это ребенок (вне зависимости от того, кто его родил).
Оригинал взят у Рожающие мужчины kotosinica в О древней традиции защиты женщин от злых духов
  Нашла я книгу о традициях разных народов, которую читала в подростковом возрасте. Один из описанных там обычаев меня особенно впечатлил. Цитирую кусочек текста, самое, гм, интересное выделила жирным шрифтом.

  Лет двести назад патер Добрицхоффер, миссионер ордена иезуитов, путешествовал в Парагвае по землям, населённым исчезнувшим ныне племенем абипонов.
  <...>
  Вождь возлежал в гамаке. На земле стояла плошка с каким-то отваром. Время от времени вождь стонал.
 - Что с тобой, сын мой? <...> Не желаешь ли табаку?
  Страсть индейцев к табаку была иезуиту известна, но этот индеец с ужасом ответил:
   - Что ты, падре, что ты! Я должен воздержаться от табака, ведь я недавно родил!

 Что это? <...> У абипонов есть обычай: после рождения ребёнка его отец ложиться в постель и делает вид, что ребёнка родил он. Он стонет и охает, он соблюдает строжайшую диету и старается избегать всего, что могло бы причинить младенцу вред.
  В этнографической науке этот обычай называется "кувада". Учёные-путешественники, исследовавшие быт и нравы народов самых удалённых уголков планеты, обнаруживали куваду в Центральной Африке и Южной Америке, в Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана. А в конце прошлого века [теперь уже позапрошлого - kotosinica] пережитки кувады были обнаружены во вполне цивилизованной стране Западной Европы - Испании: баск-отец после рождения ребёнка в течение нескольких минут делал вид, что не может прийти в себя от боли.
  Учёные до сих пор спорят о смысле кувады: одни видят в ней попытку отвлечь от роженицы злых духов, другие - стремление отцов подчеркнуть своё право на наследника...
  У разных народов этот обычай выглядел по-разному. У одних народов отец "дублировал" мать до рождения ребёнка, у других он, так сказать, заменял супругу после появления младенца на свет.
  У народов мяо и яо, живущих в горах китайской провинции Юньнань, мать после родов немедленно бралась за домашние дела, а отец ложился в её постель. В постели он пребывал сорок дней, с утомлённым видом принимая соседей и родственников и слабым голосом отвечая на поздравления. Но при этом женщину племени мяо освобождали от тяжёлой работы, а женщина племени яо, наоборот, бралась за самые трудные дела, чтобы убедить недоверчивых злых духов в том, что она ничего общего с рождением ребёнка не имеет.

Дридзо А. Д., Минц Л. М. "Люди и обычаи". Москва, изд. "Просвещение", 1976 г

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
а вот недавно публиковали операцию озалупъ. и как-то тихо и незаметно прошла новость о том что оная повторяется из недели в неделю: "За семь часов рейда было досмотрено около 17,5 тыс. транспортных средств. У автомобилистов изъяли 39 травматических и пневматических пистолетов, почти три ...
Пришла погода. Мокрый снег. Ездила в гости. Пила чай, разговаривала, слушала. Привезла подарочек. Получила подарочек. ...
Борьба человечества с комарами набирает свои обороты. И даже вся мощь науки не помогает человеку выйти безусловным победителем, несмотря на отдельные очевидные успехи. А ведь комары не только докучают нам своими укусами, но могут и заразить нас чем-нибудь не очень приятным. Наиболее рас ...
Речь пойдет о том, о чем многие давно хотели бы спросить, но стеснялись. А из тех, ...
Что меня дико бесит лицо Эштона Кутчера... Вообще он весь меня бесит UPD Ну если кто не в курсе, кто это ...