Родное дитё на периферию?!
elika — 17.07.2025
Эту картину написал художник Ахмет Китаев, который любил создавать произведения в жанре соцреализма. История сюжета «Родное дитё на периферию?!» связана с правилами советских времён, когда выпускников ВУЗов отправляли работать в отдалённые городки и деревни по т.н. распределению, причём отправить могли куда угодно — как в глухое село, так и в большой город. Жителей маленьких населённых пунктов распределение не особо пугало, к тому же они могли ещё и получить жильё на новом месте. А вот из крупных городов, разумеется, уезжать не хотелось никому. Часто такое распределение становилось трагедией для всей семьи. Именно такую историю мы и видим на картине Китаева. Обратите внимание, что действие происходит не в 80-х, а в 50-х годах прошлого века:

Ахмет Китаев «Родное дитё на периферию?!», 1954 год
Как мы видим, герои картины живут совсем не бедно: ковры, картины в дорогих рамках, хорошая мебель... На столе стоят фрукты в изобилии и даже виноград, хотя на дворе не лето (девушка сидит в пальто). Видимо, отец семейства занимает хорошую должность, может, даже является представителем номенклатуры. Вот только в доме он, судя по всему, совсем не хозяин. Здесь командует властная и требовательная хозяйка, которая очень недовольна тем, что её муж не смог выхлопотать для дочки хорошего места. А ещё обратите внимание на кота, который испугался так, что даже забрался на антикварные часы. Думается, что животное здесь отражает настроение самого хозяина, который тоже готов куда-нибудь убежать.
Ещё искусствоведы обращают внимание на поднятую поварёшку, которой замахнулась хозяйка. По их мнению, она символизирует не только агрессию жены, но и то, что мужу ещё придётся «хлебнуть горя большой ложкой». Ну, и, разумеется, не обошлось на картине без сердобольной бабушки, которая принялась успокаивать внучку. Бабушка искренне сочувствует «горю» девушки и понимает, что и сама будет скучать без неё. Сама же «виновница торжества», видать, просто шокирована происходящим. Она развалилась на кресле и уставилась в одну точку, не в силах смириться с отъездом из семьи. Девушка привыкла к шикарной жизни, а, судя по названию картины, её отправляют работать из большого города на периферию. Ну как тут не грустить?
Весь интерьер квартиры выглядит «мещанским» для того времени, из-за чего, в частности, эта картина Китаева подверглась критике советского искусствоведа Каменского, который не увидел карикатурного исполнения, а разглядел только лишь акцент на убранство помещения:
В 1990-х годах взгляд на эту картину стал другим. Искусствоведы стали говорить, что полотно представляет собой «живописно-сценический фарс о повседневных бытовых неурядицах». И, мол, воспринимать картину нужно именно так, не загружаясь какой-либо моралью и назидательностью.
|
|
</> |
Как выбрать обувь Терволина
Рассвет на осеннем море
У кормушки
Про лайки
Эхнатон: солнце Амарны. Лекция онлайн 9 ноября
Феминизм разрушил то, чего вы больше всего хотите: любовь, ухаживания, брак и
Доброго дня
Черно-белое кино в центре Москвы
Остатки сладки

