Роберт Фишер, сестры Полгар и одноглазый председатель
verola — 06.06.20201. Роберт Фишер (Эварист Галуа, Михайло Ломоносов, Вольфганг Моцарт, Григорий Перельман и т.п.) Дети из топ 1% (топ 0.1%)? способностей, которым часто нужны совсем другие методы обучения. И которые в силу одаренности сталкиваются с жестким сопротивлением среды и/или имеют другие психические/физические отклонения, кроме своей фантастической одаренности.
Для них нужна другие школы точно, да, это (почти) все понимают. Но ниже, в 2-3, про то, что на самом деле другие школы нужны всем.
* * * *
2. Сестры Полгар (или, условно Антонио Сальери, не настоящий, а литературный). Дети из топ 10% (5%, 15%, 20%?) по способностям. Что достижимо для них? Вы не можете им дать природную одаренность супер гениев - это свойство архитектуры мозга. Но если рано начать, если дать им качества, которые вырабатываются. А такие качества есть, мы просто их пока плохо знаем.
Куда может дорасти человек одаренный, но не обладающий исключительным природным талантом, если его правильно и очень рано начать учить. Какие сверкающие вершины могут быть доступны ему? [Кажется, что ответ будет совершенно замечательный]
* * * *
3. Одноглазый председатель Клуба Четырех Коней. Дети из верхних 90% способностей (или это даже это верхние 100%?)). Человек не так уж сильно одарен, его не стоит развивать до гроссмейстера. Он может всю жизнь играть на уровне слабого 2-го (что, кстати, не ноль), но он может полностью понимать красоту шахмат. Жить шахматами, изучать партии, вечером работать председателем местного шахматного клуба - где играть хуже всех - ну и ладно)
Открыть понимание Океана Красоты. Дать столько наслаждения и глубины в жизни на любой другой работе, в любой другой деятельности. Это можно было бы сделать в школе. Это единственная задача массовой школы на самом деле.
* * * *
Шахматы всего лишь метафора. Простая и неловкая. Подставьте то, что вы знаете: математику, биологию, возню с железяками, мазанье кистью по натянутому холсту, преподавание детям )
"Он бумагу умел марать
При свете свечки,
Ему было за что умирать
У Черной речки"
Моя теория состоит в том, что не обязательно родится Галуа, чтобы это стихотворение имело для вас смысл. Моя самая продвинутая теория состоит в том, что это стихотворение имеет смысл для каждого. Просто разными гранями, которые разные, но все важные, и все сверкают.
Надо начинать с ребенка. Это наш главный будущий фронт, сразу после Вечной Молодости или даже до нее.
P.S. "Каждый тогда сможет, даже малыми силами, овладеть всей доской.."(О.И.Б.)
Белые начинают и ставят мат в пять ходов. Красиво.