
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.


После Сикстинской капеллы внутреннее напряжение спадает и наваливается невероятная усталость. Послеобеденная, не иначе. Кстати гулять нужно на голодный желудок, пока не пробежишь все длинные галереи туда и назад - ни присесть, ни, извините, в дамскую комнату носик попудрить. Сикстинская капелла обозначает апогей действа, после нее мы идем уже с ярмарки, с горки, не торопясь и не реагируя на внешние раздражители. Что не мешало видеть великолепные росписи в каждом из последующих помещений. Находитъ литературу по этим залам было уже куда труднее - любители искусства рассказывают о наиболее известных и выдающихся залах, а все остальное пробегается, очевидно, как и нами, уже в полуобморочном состоянии. Либо не пробегается совсем: из Сикстинской капеллы есть переход в Базилику Петра.

Часовня Сан-Пьетро-Мартире в юго-западном углу башни, построенной во дворцах Ватикана между 1566 и 1570 годами, является центральной из трех, воздвигнутых одна над другой по воле святого Пия V: лепнина и украшающие его фрески, вдохновленные одноименными историями святого, являются работой Джорджио Вазари и ученика Якопо Цукки (1570 г.). Внутри витрины слева от алтаря хранятся драгоценные реликвии Sancta Sanctorum, древней часовни Палаццо деи Папи аль Латерано, найденные в 1905 году внутри деревянного ящика, относящегося к понтификату Льва III (795-816). , помещенныe под алтарь часовни при Никколо III (1277–1280 гг.) и остававшиeся там запечатанными с начала шестнадцатого века. В 1936 году объекты после реставрации, изучения и каталогизации получили свое нынешнее расположение при Пие XI.

Музей Кристиано или Христианский музей. В нём несколько просторных залов, богато украшенных, что в Ватиканских музеях вроде бы и норма, но здесь как-то особенно обращало на себя внимание. Вот в этом зале раньше была главная комната апартаментов Магистра Священного Дворца (сейчас этот титул называется Богослов Папского Дома). А дальше начинается длинная - длинная галерея на пути к выходу. Все те 300 метров, что мы прошли по галереям канделябров, шпалер и карт, нужно пройти теперь в обратном направлении этажом ниже. И если руки рефлекторно еще поднимаются, чтобы сделать снимки по-прежнему великолепных потолков, информация уже не воспринимается никакая и что за залы располагаются в галереях и что за экспонаты там выставлены - даже, кажется , уже и не видели.

Дальше, как оказалось, мы прошли мимо библиотеки. Зал папирусов (итал. Sala dei Papiri) (1774 год) — здесь при папе Клименте XIV хранились «равеннские папирусы» VI—IX веков. Росписи потолка работы Рафаэля Менгса изображают основание нового Музея Климента. В двух витринах зала экспонируются золотые кубки с изображениями светских, иудейских и христианских сцен. Пока мы тихонечко бредем среди всего этого великолепия, послушаем, что говорят выдающиеся и непревзойденные летописцы.





Итак, по-видимому, все дело только в традиции, пережившей свой век? Слава классических статуй, сложившихся в дни Винкельмана и Гете, укрепилась в литературе и через литературу до сих пор воздействует на ряд поколений, которые, казалось бы, давно утратили прямое отношение к античному. Ни Винкельман, ни Гете не видели, однако, Ватиканского музея в том виде, какой он представляет сейчас. Основатель художественной истории знал только собрание древностей в Капитолийском дворце и коллекции кардиналов и частных лиц. Ватиканский музей был окончательно устроен в конце XVIII века; он выражает вкус и темперамент своей эпохи.


Это не одно и то же, что вкус и темперамент Винкельмана и Гете. Вся жизнь Винкельмана была подвигом, и его отношение к древнему искусству было глубоко жертвенным. В его судьбе есть элемент чудесного, - это пламенная любовь к античному, так странно охватившая сына башмачника, выросшего среди песков Бранденбурга, и проведшая его сквозь все превратности в Рим. "Жизнь Винкельмана в Риме, - говорит Патер, - была простой, первобытной, греческой. Его хрупкое сложение позволяло ему поддерживать существование только хлебом и вином". Что касается Гете, то, по выражению Ампера, в Риме "он почувствовал присутствие божеств, которым давно уже служил издалека, и здесь поклонился им с религиозным благоговением". Муратов Павел Павлович Образы Италии

Апостольская библиотека Ватикана основана в 1450 г папой Николаем V, и тогда насчитывалось всего 340 книг. Сегодня это одна из самых влиятельных и уважаемых библиотек в мире, а в ее хранилищах – более полумиллиона книг и 60 000 манускриптов. Образы особо ценных экземпляров можно увидеть в Сикстинском Салоне – великолепном зале длиной 80 м и шириной 15 м, построенном в 1588 г Доменико Фонтана, богато украшенном, с расписанными стенами и цветными светильниками. Сеичас мы проходим по залу Александра. Зал Александра (итал. Sala Alessandrina) — построен в 1690 году при папе Александре VIII, расписан в 1818 году Доменико де Анджелис. На фресках изображена история папы Пия VI, попавшего в плен к Наполеону, сцены его ссылки и смерти в изгнании (1799 год).

В библиотеке расположены также и некоторые музеи Ватикана, например, Светский и Сакральный. В последнем хранятся древние христианские реликвии, найденные в римских катакомбах: чаши и другие предметы, зачастую выполненные из дорогостоящих материалов, к примеру, слоновой кости или средневековой глазури. Недавно появилась информация, что японская фирма Ntt Data решила оцифровать около 82 тысяч текстов, среди которых Урбинская Библия, Божественная комедия с иллюстрациями Боттичелли, Илиада на греческом языке с латинским переводом 15 в. <........................>

Первоначально залы библиотеки папы Николая V были украшены фресками Доменико Гирландайо, Мелоццо да Форли и Антониаццо Романо. С расширением фондов библиотека получила новое здание, построенное в 1587 году Доменико Фонтана. Из-за нехватки места двухэтажное здание было построено поперёк двора Бельведера, таким образом разрушив архитектурную композицию позднего Ренессанса работы Браманте.



Изображения зданий, обелисков и площадей точно переданы в деталях, на фресках сводов изображены гротески. Художники, выполнившие росписи зала, точно не известны, возможно, гротески расписывал Просперо Орси, над фресками работали Лилио, Риччи, Гуэрра, Неббия и другие художники. Сегодня в зале размещаются выставки библиотеки.

Галерея Урбана VIII (итал. Galleria di Urbano VIII) — служит для хранения Палатинской библиотеки. У окон галереи расположены астрономические инструменты.

В этом музее есть зал с прекрасными старинными глобусами

Галерея Климента (итал. Galleria Clementina) — галерея, построенная при папе Клименте XII, при Пие VI поделена на 5 залов. Стены украшают фрески с изображением сцен понтификата Пия VII работы Д. Де Анджелис.

Выходим мы ко все тем же галереям, напичканным античными статуями и бюстами, мимо которых заходили в музеи. Морковкой перед глазами висит уже такой близкий и манящий из окна мyзейный двор с лужайкой и скамейками.

На выходе - указатели есть, но их нужно очень внимательно отслеживать - столовки а-ля фудкорт, кафе и ресторанчик, где мы и падаем, не дотянув до зеленой лужайки. С едой все грустно в этом чудо - Ватикане, пришлось причаститься фастфудом.

Красивейшее здание у лужайки - пинакотека, но культпоход в нее даже не рассматривался. Через торговую точку (а как иначе?) мы выходим к последней на этот визит жемчужине музеев.

Вполне вероятно, что Юлий II поручил Браманте соединить Бельведер с городом сразу после его избрания Папой в 1503 году. Однако первый сохранившийся платежный документ датируется 1512 годом, когда работы еще продолжались. Для этой цели Браманте создал лестницу высотой 19 метров, поддерживаемую колоннами, которая поднималась вверх по спирали без ступеней и также могла использоваться всадниками и воловьими повозками.
Если смотреть снаружи, лестница выглядит как башня с квадратным планом этажа, только арочные окна разной высоты на верхнем уровне указывают на поднимающийся пандус внутри.



Из-за структурного сходства ее также иногда называют «лестницей Браманте». Тот же термин также применяется к лестнице с своеобразной архитектурой, расположенной в Доме Марии-Элизабет-Людерс-Хаус, спроектированной Стефаном Браунфельсом в правительственном районе Берлина.

Эта лестница, как и у Браманте, представляет собой двойную спираль. Она состоит из двух лестниц, которые позволяют людям подниматься и спускаться, не пересекаясь друг с другом. Но, к сожалению, одна лестница закрыта, поэтому по этой лестнице можно только выйти из Музеев Ватикана.

Причиной строительства именно такой лестницы без ступеней стало то, что в Апостольский дворец было трудно завозить различные предметы и еду. Приходилось сгружать все внизу, а затем рабочие поднимали этот груз во дворец. Лестница словно двойная спираль, удивительно схожа со структурой молекулы ДНК. По другой версии, Браманте взял эту идею, осмотрев колодец Святого Патрика в Орвието, сооруженного по чертежам Антонио де Сангалло.

Если остановиться возле лестницы инженера Дж. Момо, покажется, что она движется, наподобие эскалатора. Иллюзия создается необычными ступеньками. Наверху они широкие, а затем постепенно, незаметно сужаются. Верхние ступени похожи на ступени известной лестницы Кордоната, которая построена по чертежам Микеланджело в середине XVI столетия и она ведет к Капитолийскому холму. Изящная лестница ограждена перилами из бронзы и украшена орнаментами. Она закрыта стеклянным куполом, сквозь который на нее льется поток света, и оказывает непостижимое магическое действие. <..........................>


Перила лестницы сделаны из бронзы и украшены изящным орнаментом с символикой папской власти. Это особый тип лестниц с основным элементом поперечных полос на наклоняющейся поверхности ступенек. <........................>

Стекаем вниз по лестнице Момо и прощаемся с неприступной твердыней. Нам предстоит снова обойти замковые стены и вернуться к станции метро.
Никогда бы не подумала, что культпоход в музей требует специальной физической подготовки. Но уже очень хочется повторить.


|
</> |
