рейтинг блогов

Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.

топ 100 блогов olgina6704.11.2022 Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
После Сикстинской капеллы внутреннее напряжение спадает и наваливается невероятная усталость. Послеобеденная, не иначе. Кстати гулять нужно на голодный желудок, пока не пробежишь все длинные галереи туда и назад - ни присесть, ни, извините, в дамскую комнату носик попудрить. Сикстинская капелла обозначает апогей действа, после нее мы идем уже с ярмарки, с горки, не торопясь и не реагируя на внешние раздражители. Что не мешало видеть великолепные росписи в каждом из последующих помещений. Находитъ литературу по этим залам было уже куда труднее - любители искусства рассказывают о наиболее известных и выдающихся залах, а все остальное пробегается, очевидно, как и нами, уже в полуобморочном состоянии. Либо не пробегается совсем: из Сикстинской капеллы есть переход в Базилику Петра.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Часовня Сан-Пьетро-Мартире в юго-западном углу башни, построенной во дворцах Ватикана между 1566 и 1570 годами, является центральной из трех, воздвигнутых одна над другой по воле святого Пия V: лепнина и украшающие его фрески, вдохновленные одноименными историями святого, являются работой Джорджио Вазари и ученика Якопо Цукки (1570 г.). Внутри витрины слева от алтаря хранятся драгоценные реликвии Sancta Sanctorum, древней часовни Палаццо деи Папи аль Латерано, найденные в 1905 году внутри деревянного ящика, относящегося к понтификату Льва III (795-816). , помещенныe под алтарь часовни при Никколо III (1277–1280 гг.) и остававшиeся там запечатанными с начала шестнадцатого века. В 1936 году объекты после реставрации, изучения и каталогизации получили свое нынешнее расположение при Пие XI.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Музей Кристиано или Христианский музей. В нём несколько просторных залов, богато украшенных, что в Ватиканских музеях вроде бы и норма, но здесь как-то особенно обращало на себя внимание. Вот в этом зале раньше была главная комната апартаментов Магистра Священного Дворца (сейчас этот титул называется Богослов Папского Дома). А дальше начинается длинная - длинная галерея на пути к выходу. Все те 300 метров, что мы прошли по галереям канделябров, шпалер и карт, нужно пройти теперь в обратном направлении этажом ниже. И если руки рефлекторно еще поднимаются, чтобы сделать снимки по-прежнему великолепных потолков, информация уже не воспринимается никакая и что за залы располагаются в галереях и что за экспонаты там выставлены - даже, кажется , уже и не видели.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Дальше, как оказалось, мы прошли мимо библиотеки. Зал папирусов (итал. Sala dei Papiri) (1774 год) — здесь при папе Клименте XIV хранились «равеннские папирусы» VI—IX веков. Росписи потолка работы Рафаэля Менгса изображают основание нового Музея Климента. В двух витринах зала экспонируются золотые кубки с изображениями светских, иудейских и христианских сцен. Пока мы тихонечко бредем среди всего этого великолепия, послушаем, что говорят выдающиеся и непревзойденные летописцы.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
"Проезд вокруг стен Собора святого Петра, ведущий к садам Ватикана и к Бельведеру, является большую часть дня одним из самых тихих мест в Риме. В послеполуденные часы здесь можно встретить разве только быстро пробегающего священника в блестящей черной шляпе или процессию молодых семинаристов, нарушающих тишину пьяцца делла Сагрестия топотом своих казенных башмаков. Они проходят, и площадь снова погружается в дремоту, безлюдная, нагретая солнцем, прислушивающаяся сквозь одолевающий ее сон к говору тонкой струи, льющейся в почерневший саркофаг.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Но какое оживление бывает здесь утром! Экипажи катятся один за другим, пешеходы тянутся сплошной вереницей. У Бельведерского входа собираются извозчики, нищие, продавцы сувениров, гиды и зазыватели. Здесь уже много десятков лет ищет своего случая тот римский люд, который кормится иностранцами. Ибо, наверное, за целое столетие не было ни одного иностранца, который не совершил бы этого утреннего осмотра Ватиканских музеев и галерей. В прежние годы здесь был вход только в помещение античных коллекций; туристы, осматривавшие Сикстинскую капеллу и станцы Рафаэля, попадали туда с площади св. Петра через Портоне ди Бронзо и лестницу Бернини.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Но от этого ежедневный приток любопытных ко входу в Бельведер не был меньше. У античных музеев, собранных папами, есть настоящая мировая слава. Даже католические паломники считают свое дело неисполненным до тех пор, пока не увидят Лаокоона и Аполлона Бельведерского. Даже совсем равнодушные к искусству и к древности люди считают положительной необходимостью для себя прогулку по залам Пио-Клементинского музея и галереям Кьярамонти и Браччио Нуово. Это дань, которую современное человечество платит античности с наибольшим единодушием, с наибольшей покорностью.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Что-то странное есть в этом явлении, так как пребывание в залах Ватиканского музея едва ли может доставить кому-нибудь искреннее удовольствие. Их холодное великолепие наводит уныние; бесконечные ряды белых изваяний, симметрично уставленных вдоль стен, внушают чувство потерянности, почти отчаяния от невозможности разобраться во всем этом племени статуй и бюстов - что-нибудь выделить из него, что-нибудь полюбить. В ровном и неживом свете сглаживаются все различия, исчезают все особенности, которые только одни убеждают в действительном существовании вещей. Даже мрамор перестает казаться здесь мрамором, и мертвенность белых форм, покрытых налетом сухой пыли, производит жуткое впечатление. Все чуждо здесь и далеко от всяческой теплоты жизни, все подобно кладбищу. С чувством облегчения выходишь наконец отсюда и с радостью ощущаешь на лице ветер и жар римской улицы.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Итак, по-видимому, все дело только в традиции, пережившей свой век? Слава классических статуй, сложившихся в дни Винкельмана и Гете, укрепилась в литературе и через литературу до сих пор воздействует на ряд поколений, которые, казалось бы, давно утратили прямое отношение к античному. Ни Винкельман, ни Гете не видели, однако, Ватиканского музея в том виде, какой он представляет сейчас. Основатель художественной истории знал только собрание древностей в Капитолийском дворце и коллекции кардиналов и частных лиц. Ватиканский музей был окончательно устроен в конце XVIII века; он выражает вкус и темперамент своей эпохи.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями. Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Это не одно и то же, что вкус и темперамент Винкельмана и Гете. Вся жизнь Винкельмана была подвигом, и его отношение к древнему искусству было глубоко жертвенным. В его судьбе есть элемент чудесного, - это пламенная любовь к античному, так странно охватившая сына башмачника, выросшего среди песков Бранденбурга, и проведшая его сквозь все превратности в Рим. "Жизнь Винкельмана в Риме, - говорит Патер, - была простой, первобытной, греческой. Его хрупкое сложение позволяло ему поддерживать существование только хлебом и вином". Что касается Гете, то, по выражению Ампера, в Риме "он почувствовал присутствие божеств, которым давно уже служил издалека, и здесь поклонился им с религиозным благоговением". Муратов Павел Павлович Образы Италии
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Апостольская библиотека Ватикана основана в 1450 г папой Николаем V, и тогда насчитывалось всего 340 книг. Сегодня это одна из самых влиятельных и уважаемых библиотек в мире, а в ее хранилищах – более полумиллиона книг и 60 000 манускриптов. Образы особо ценных экземпляров можно увидеть в Сикстинском Салоне – великолепном зале длиной 80 м и шириной 15 м, построенном в 1588 г Доменико Фонтана, богато украшенном, с расписанными стенами и цветными светильниками. Сеичас мы проходим по залу Александра. Зал Александра (итал. Sala Alessandrina) — построен в 1690 году при папе Александре VIII, расписан в 1818 году Доменико де Анджелис. На фресках изображена история папы Пия VI, попавшего в плен к Наполеону, сцены его ссылки и смерти в изгнании (1799 год).
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
В библиотеке расположены также и некоторые музеи Ватикана, например, Светский и Сакральный. В последнем хранятся древние христианские реликвии, найденные в римских катакомбах: чаши и другие предметы, зачастую выполненные из дорогостоящих материалов, к примеру, слоновой кости или средневековой глазури. Недавно появилась информация, что японская фирма Ntt Data решила оцифровать около 82 тысяч текстов, среди которых Урбинская Библия, Божественная комедия с иллюстрациями Боттичелли, Илиада на греческом языке с латинским переводом 15 в. <........................>
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Первоначально залы библиотеки папы Николая V были украшены фресками Доменико Гирландайо, Мелоццо да Форли и Антониаццо Романо. С расширением фондов библиотека получила новое здание, построенное в 1587 году Доменико Фонтана. Из-за нехватки места двухэтажное здание было построено поперёк двора Бельведера, таким образом разрушив архитектурную композицию позднего Ренессанса работы Браманте.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Дальше идут Залы Павла (итал. Sale Paoline) — два зала, расписанные Джованни Батиста Риччоли сценами понтификата папы Павла V.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Все это плавно перетекает одно в другое. Сикстинский салон (итал. Salone Sistino) — зал в стиле маньеризма, спроектированный для хранения манускриптов и книг, 70 метров длиной и 15 шириной. Салон богато украшен фресками с изображением древних библиотек (в Александрии, Афинах, Риме) и их основателей (апостол Пётр изображён основывающим Ватиканскую библиотеку), сцен открытия новых алфавитов, вселенских соборов (до 1587 года) и современных видов римских памятников (например, старого Латеранского дворца и для сравнения, нового, строительство которого также связано с папой Сикстом V), при этом все изображённые персонажи и сцены снабжены подписями.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Изображения зданий, обелисков и площадей точно переданы в деталях, на фресках сводов изображены гротески. Художники, выполнившие росписи зала, точно не известны, возможно, гротески расписывал Просперо Орси, над фресками работали Лилио, Риччи, Гуэрра, Неббия и другие художники. Сегодня в зале размещаются выставки библиотеки.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Галерея Урбана VIII (итал. Galleria di Urbano VIII) — служит для хранения Палатинской библиотеки. У окон галереи расположены астрономические инструменты.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
В этом музее есть зал с прекрасными старинными глобусами
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Галерея Климента (итал. Galleria Clementina) — галерея, построенная при папе Клименте XII, при Пие VI поделена на 5 залов. Стены украшают фрески с изображением сцен понтификата Пия VII работы Д. Де Анджелис.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Выходим мы ко все тем же галереям, напичканным античными статуями и бюстами, мимо которых заходили в музеи. Морковкой перед глазами висит уже такой близкий и манящий из окна мyзейный двор с лужайкой и скамейками.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
На выходе - указатели есть, но их нужно очень внимательно отслеживать - столовки а-ля фудкорт, кафе и ресторанчик, где мы и падаем, не дотянув до зеленой лужайки. С едой все грустно в этом чудо - Ватикане, пришлось причаститься фастфудом.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Красивейшее здание у лужайки - пинакотека, но культпоход в нее даже не рассматривался. Через торговую точку (а как иначе?) мы выходим к последней на этот визит жемчужине музеев.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Вполне вероятно, что Юлий II поручил Браманте соединить Бельведер с городом сразу после его избрания Папой в 1503 году. Однако первый сохранившийся платежный документ датируется 1512 годом, когда работы еще продолжались. Для этой цели Браманте создал лестницу высотой 19 метров, поддерживаемую колоннами, которая поднималась вверх по спирали без ступеней и также могла использоваться всадниками и воловьими повозками.

Если смотреть снаружи, лестница выглядит как башня с квадратным планом этажа, только арочные окна разной высоты на верхнем уровне указывают на поднимающийся пандус внутри.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Онa состоит из четырех полных и одного полувитка спирали, которые внутри снабжены в общей сложности 36 колоннами из серого гранита. Порядок колонн меняется с каждым витком спирали. За 8 колоннами тосканского ордера самого нижнего оборота следуют по 8 колонн дорического и ионического ордера и, наконец, 12 колонн составного порядка. Диаметр колонн по пути снизу вверх уменьшается почти вдвое, их длина остается неизменной. Наклон витков уравновешивается scamilli, блоками треугольного сечения ниже оснований и над травертиновыми капителями.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями. Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Лестница Браманте - так называют две лестницы в музеях Ватикана. Оригинальная лестница была построена в 1505 году, современный вариант — в 1932 году. Оригинальная лестница Браманте находится в музее Пио-Клементино, она закрыта для публичного посещения. На выходе из музеев Ватикана есть еще одна винтовая лестница: двойная винтовая лестница, созданная Джузеппе Момо в 1931/32 году.

Из-за структурного сходства ее также иногда называют «лестницей Браманте». Тот же термин также применяется к лестнице с своеобразной архитектурой, расположенной в Доме Марии-Элизабет-Людерс-Хаус, спроектированной Стефаном Браунфельсом в правительственном районе Берлина.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Эта лестница, как и у Браманте, представляет собой двойную спираль. Она состоит из двух лестниц, которые позволяют людям подниматься и спускаться, не пересекаясь друг с другом. Но, к сожалению, одна лестница закрыта, поэтому по этой лестнице можно только выйти из Музеев Ватикана.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Причиной строительства именно такой лестницы без ступеней стало то, что в Апостольский дворец было трудно завозить различные предметы и еду. Приходилось сгружать все внизу, а затем рабочие поднимали этот груз во дворец. Лестница словно двойная спираль, удивительно схожа со структурой молекулы ДНК. По другой версии, Браманте взял эту идею, осмотрев колодец Святого Патрика в Орвието, сооруженного по чертежам Антонио де Сангалло.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Если остановиться возле лестницы инженера Дж. Момо, покажется, что она движется, наподобие эскалатора. Иллюзия создается необычными ступеньками. Наверху они широкие, а затем постепенно, незаметно сужаются. Верхние ступени похожи на ступени известной лестницы Кордоната, которая построена по чертежам Микеланджело в середине XVI столетия и она ведет к Капитолийскому холму. Изящная лестница ограждена перилами из бронзы и украшена орнаментами. Она закрыта стеклянным куполом, сквозь который на нее льется поток света, и оказывает непостижимое магическое действие. <..........................>
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями. Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Перила лестницы сделаны из бронзы и украшены изящным орнаментом с символикой папской власти. Это особый тип лестниц с основным элементом поперечных полос на наклоняющейся поверхности ступенек. <........................>
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.
Стекаем вниз по лестнице Момо и прощаемся с неприступной твердыней. Нам предстоит снова обойти замковые стены и вернуться к станции метро.

Никогда бы не подумала, что культпоход в музей требует специальной физической подготовки. Но уже очень хочется повторить.
Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями. Римские каникулы. День третий. Прощание с Ватиканскими музеями.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем большое и толстое бонджорно! Нарисовалась проблемка в виде туники из трикотажа с замшевыми вставками. Купила тунику all saints, которая была заявлена продавцом как оверсайз размеру 36-38 евр. Вдохновленно представила этот самый оверсайз с джинсами и ... На выходе получила хню. ...
Прим.: (СБУ - служба Безопасности Украины)Valery *** Отправляю Вам, Уважаемый Глава ...
И С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ НАШЕГО ПАПЫ-ДЕДУШКИ САШИ ) (Ниже — снимок в его рабочем состоянии; прогнал меня!Мешаю!) ))) ...
Что, вроде бы, особенного - дегустировать пиво не по очереди, а парами: сначала одну пару, записать впечатления и обсудить с коллегами-дегустаторами, а потом - следующую, и т.д.? ...
Читаю наши новости и не понимаю, что творится в этом гребенном мире? Народ начал дичать и это не обходит стороной даже детей. Чего стоят только пришествия, который произошли в Калужской области. Раньше читал, что в этой области двое парней 14 и 15 ...