Это выставка, музей, Может, место для друзей, Между зданий, словно рея,
olgina67 — 27.10.2022Хождение по музеям - дело тяжкое. Но мы еще даже не догадываемся, что впереди нас ждет практически марафонская дистанция. Без отдыха и сна так сказать. Но красота вокруг такая, что усталости не замечаешь. Причем как раз сейчас все самое интересное только начинается. Это на мой взгляд, конечно. Античная скульптура - дело замечательное, но возрождение привлекает меня куда больше. Особенно если нужно выбирать, распределяя силы.
Зал в архитектурной планировке Микеланджело Симонетти во время понтификата Пия VI. Браски (1775-1799) стал вестибюлем Музея Пио Клементино. Об этой функции свидетельствует надпись Museum Pium на внушительном входном портале, окруженная двумя поддерживающими фигурами египтян (теламоне) из розового гранита; их можно датировать началом I века нашей эры.
Монументальный саркофаг из красного порфира был сделан для хранения останков матери Константина, Елены, которая умерла около 355 г. н.э. и была похоронена в имперском мавзолее в Тор-Пигнаттара, между Виа Пренестина и Виа Лабикана. В 1777 году саркофаг был передан Ватикану и после реставрации Гаспаре Сибиллой и Джованни Пьерантони был помещен на четырех львах, вырезанных Франческо Антонио Францони.
Фла́вия Ю́лия Еле́на А́вгу́ста (лат. Flavia Iulia Helena; ок. 250—330) — мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей. Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).
На кассете изображены военные сцены, в которых римские всадники побеждают варварских пленников; на крышке крылатые эроты и фигуры победителей держат гирлянды, а два льва - один спящий, другой прижимающийся - занимают наклонные поверхности. Военная тема, не особенно уместная для женской гробницы, приводит к предположению, что саркофаг изначально предназначался для мужчины из императорской семьи, такого как Констанций Хлор или, что более вероятно, сам Константин.
Второй монументальный саркофаг из красного порфира был создан для хранения останков одной из дочерей императора Константина, вероятно, Константины. Она умерла в 354 году нашей эры и была похоронена в мавзолее на Виа Номентана рядом с базиликой Санта Аньезе. Между 1467 и 1471 годами саркофаг был перенесен на площадь Сан-Марко, а в 1790 году, запряженный 40 волами, вошел в Ватикан.
В качестве опор выступают четыре львицы, созданные Франческо Антонио Францони. Ящик украшен с четырех сторон роскошными завитками и усиками виноградной лозы, между которыми появляются эроты, занятые сбором винограда. Ниже два павлина, баран и эрот в гирляндах; крышка украшена орнаментальными арочными гирляндами растений, привязанными к маскам. Дионисийская тема сбора винограда также проявилась в прекрасном мозаичном убранстве свода мавзолея Костантины.
Восхищает своими красками великолепная древнеримская мозаика с изображением богини мудрости Афины Паллады, которую перенесли в музеи Ватикана с одной из вилл в районе Тускулума.
Мозаика III века н.э. из Тускула, крупного древнеримского города в регионе Лацио в Италии. Афину (Минерву), богиню войны, можно увидеть (в центре) с окружающими ее фазами луны. <.........................>
Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл,где она украшала триклиний(обеденный зал),и отреставрирована в 18 веке;в центре мозаичного круга помещено изображение Афины-богини-воительницы,облаченной в шлем с султаном и эгидой-своего рода кирасу из козлиной шкуры,в центре которой,прямо на груди,прикреплен медальон с головой Горгоны(Gorgoneia).Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил,а заодно служило отличным предостережением для особо агрессивных гостей. (III в.н.э.) <........................>
Зал получил название по своей форме – равностороннего греческого креста. Микеланджело Симонетти украсил его в египетском стиле, поместив сюда сфинксов и статуи атлантов-египтян.
Сфинкс (др.-греч. собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана. Египетские сфинксы - самые милые, пропорциональные и даже красивые. А уж такие маленькие, как эти - тем более. Не сравнить с греческими чудищами.
В этом же зале, между сфинксами, спряталась еще одна яркая мозаика. Невероятно живые краски и почти фотографическое исполнение завораживают не только любителей мозаичного искусства. Нога попала в кадр не случайно, а в качестве определения масштаба. Поскольку я мозаику люблю очень - зависла и чуть не потерялась.
Римская моза́ика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве, она существует со времён Древнего Рима. Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э. Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены. Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos). Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.
Оставив Бельведерский Дворец проходим на второй этаж по лестнице Симонетти. Сразу на право перед входом в длинную Галерею Канделябров.
И снова - потолки. Завораживающие, разные и всякие, от них невозможно оторваться и шея начинает постепенно уставать от этого вверх-вниз, потолок - пол. А ведь нужно еще успевать смотреть направо и налево!
Каждый сантиметр пространства в этом огромном музее заполнен ценностями, которые подробно рассмотреть - жизни вряд ли хватит.
Галере́я канделя́бров (итал. Galleria delle Candelabri) — одна из трёх галерей Superiori в Ватикане, в Апостольском дворце. Галерея, длиной 80 м и разделенная колоннами на 6 секций из разноцветного мрамора, была основана в 1761 г. Галерея канделябров названа так по хранящимся в ней мраморным канделябрам из Отриколи (II в.). Галерея наполнена статуями, фрагментами древних фресок (II век) с изображением сатиров и нимф, саркофагами и вазами. Сейчас она является частью Музея Профано-Светского искусства.
Непрерывно пополняясь новыми ценными находками античности из раскопок, проводимых в окрестностях Рима и других близлежащих регионов, папская коллекция предметов искусства разрасталась и требовала всё больше площадей под экспонаты. Так в 1761 году возникла еще одна галерея, получившая впоследствии название Галерея канделябров. В зале представлены работы, найденные по всему Риму и Италии, которые переносят реликвии огромной Римской империи в наши дни. Например, в первой секции, после входа через монументальные бронзовые ворота, одним из самых интересных экспонатов является «Гигантский палец правой ноги», найденный в начале 1880-х годов недалеко от Колизея. Это лишь небольшая часть статуи, которая первоначально имела высоту около 13 метров и, возможно, была одной из культовых статуй близлежащего Храма Венеры и Рима. Точно так же во втором разделе есть «Меридиан», который был найден в 1858 году в древнем прибрежном городе Остии. Циферблат разделен на двенадцать вертикальных сегментов, которые, в свою очередь, делятся на три горизонтальные полосы. Первый соответствует часам, второй — зимнему солнцестоянию, равноденствию и летнему солнцестоянию.
Первоначально она представляла собой открытую лоджию с видом на Бельведерский двор. В конце XVIII века, при Папе Пие VI, лоджию «закрыли» стенами и окнами. Работа была доверена архитекторам Микеланджело Симонетти, который занимался перестройкой дворца Бельведер под музейные нужды, и Джузеппе Кампорезе.
Это длинный и относительно широкий коридор, разделенный арками, опирающимися на колонны дорического ордера из разноцветного мрамора. В Галерею канделябров помещены римские копии древнегреческих статуй эллинистической эпохи. Среди них – статуи богини Дианы, греческого бегуна, Ганимеда, похищаемого орлом, персидского воина, спящего сатира. Но, безусловно, самая известная и привлекающая внимание – статуя Артемиды Эфесской, богини плодородия и изобилия, на что указывают ее многочисленные сосцы. Статуи была найдена на вилле Адриана рядом с Тиволи.
Когда в галерее такое количество статуй и такое скопление народа, экскурсоводу нелегко, а уж тому самому народу еще сложнее, если хочешь увидеть, услышать и сфотографировать хотя бы как.нибудь и чем-нибудь. Возле "Рыбака из Антиохии" даже не остановились толком, а стоило бы. Антиохия - вообще слово-маркер. Этот город также считал своим первым епископом святого Петра, бывшего рыбака, перебравшегося в странный город далеко на западе. Антиохия, «столица Востока», была третьим по величине городом тогдашнего мира и центром христианства Северной Сирии. В ней насчитывалось, по разным оценкам, от 200 до 500 тысяч жителей (последняя цифра сближает ее с Парижем первой половины XIX в.). Здесь же находилась и резиденция римского наместника Сирии. Антиохийская церковь была обязана своим возникновением нескольким верующим, родом из Кипра и Киринеи, которые много проповедовали в Антиохии как евреям, так и грекам (Деян.11:19 и сл.). По свидетельству «Деяний апостолов», именно в Антиохии народился термин: christianus — «христианин»: «Целый год собирались они (апостолы Павел и Варнава. — С.Ц.) в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26). <........................>
"Старый рыбак. 2—1 вв. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Александрийские мастера вводят в скульптуру новые темы и образы, они нередко изображают даже людей из низов общества, и все же их работы часто оказываются очень далекими от подлинного реализма, ибо накопленное художниками мастерство в передаче образов и явлений реального мира часто направляется на снижение образа человека, на преувеличение его уродливых черт. Относящаяся к позднеэллинистическому периоду статуя «Старого рыбака» производит отталкивающее впечатление скрупулезно натуралистической передачей всех особенностей уродливой старости: перед нами изображение обнаженного худого, согнутого годами старика; нарочито подчеркнуто показаны его неверная походка, полуоткрытый беззубый рот, обвисшая кожа, склеротические вены." <.................> Впечатляющая «Статуя старого рыбака» стоит в четвертой части, еще одна находка второго века, обнаруженная в Анцио во время раскопок на территории Памфили. Памфилы были известной римской аристократической семьей, чей дом сегодня содержит одну из самых ценных частных коллекций картин в мире.
При Льве XIII художественное оформление галереи было полностью обновлено – своды стен и потолок украсили росписями, выполненными в техниках кьяроскуро и гризайль, а пол полностью переложили мрамором, найденным при раскопках античного порта на Тибре. Работы были оформлены как предметы интерьера с учетом критериев симметрии, поскольку они соответствовали архитектурным помещениям галереи. В галерею можно было попасть через монументальные бронзовые ворота, которые стоят до сих пор.
Оформление галереи отражает взгляды Льва XIII на роль католической церкви в современном мире и ее взаимоотношениях с политикой, культурой, искусством, наукой. Как считал Папа, церковь не существует обособленно от современных достижений в различных областях знаний, а, наоборот, тесно связана с ними. Современному зрителю в ней более интересны общечеловеческие ценности, представленные в аллегорических образах и сюжетах. Например, одним из самых заметных произведений является фреска Торти «Триумф истины», на которой изображены замечательные события того времени.
Папа Лев XIII особенно чтил и уважал труды и идеи святого Фомы Аквинского и желал, чтобы его философия первенствовала в католическом богословии. Поэтому не случайно в Галерее канделябров на потолке появилось изображение святого Фомы, стоящего на коленях и предлагающего свои труды римско-католической церкви. В нижней части изображен Аристотель (олицетворяющий человеческий разум). <..............................> Поэтому немецкий художник Зейтц нарисовал самую грандиозную и самую важную серию на потолке, вдохновленную желанием Папы Льва XIII, чтобы святой Фома Аквинский и его философия имели приоритет в католическом богословии.
Галерея украшена впечатляющими фресками светотени и гризайли на стенах и сводах. Светотень — это традиционная техника, использующая смелые контрасты. Гризайль — это техника рисования, использующая серые тона в качестве основы, и часто используется как подмалевок для масляной живописи другими цветами. Благодаря этим приемам фрески в галерее кажутся трехмерными.
Из галереи канделябров мы плавно перетекаем в галерею гобеленов.
Галерея Гобеленов – поражает туристов нарисованными гипсовыми барельефами, расположенными на потолке. На изготовление гобеленов, находящихся на стенах, уходили годы. Лучшие ткачи из Фландрии и Бельгии, ткали их из шерсти, шелка, золотых и серебряных нитей. Глядя на этот необыкновенный гобелен, создается иллюзия 3D-изображения с эффектом присутствия – с какой бы стороны от фигуры Христа, расположенной по центру композиции, мы не стояли, кажется, будто он смотрит точно на нас. И вся его фигура, включая прямоугольник двери, поворачивается вместе со смещением позиции зрителя. Это техника «движущейся перспективы», которую часто используют в картинах (яркий пример – «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи). Но, чтобы использовать ее для создания изображения на гобелене, требуется еще больше мастерства и трудоемкой филигранной работы! Действительно, гобелены в музеях Ватикана созданы на высочайшем уровне, не уступающем по передаче эмоций и деталей картинам.
Галерея гобеленов находится в крыле, соединяющем дворец Бельведер и Апостольский дворец, сразу за Галереей канделябров, перед Галереей географических карт. Галерея гобеленов входит в основную программу посещения музеев Ватикана и находится на пути в Сикстинскую капеллу. Безворсовые ковры с рисунком, сотканные из шерсти и шелка с использованием золотых и серебряных нитей, в Италии и Польше называют «арраци» (arazzi, arras) – по названию французского города Арраса на севере Франции, где их производили, начиная с XIV века.
Шпалеры приобрели большую популярность у знати и королей, так как, помимо утилитарных функций по согреванию жилища и защиты от сквозняков, их было легче транспортировать, в отличие от картин и, разумеется, фресок. Так по заказу французского короля Франциска I появилась шпалера – копия знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» (находится в пинакотеке Ватикана). Слово «гобелен», которое активно используется в обиходном русском языке, возникло в XVII в. Первоначально этим словом обозначали продукцию французской королевской мануфактуры Гобеленов, которую организовали фламандцы, выкупившие с помощью королевских денег красильню аристократической семьи Гобеленов. Так как продукция мануфактуры была чрезвычайно популярной, словом «гобелен» в русском языке стали обозначать все шпалеры независимо от страны производства (похожие истории мы находим у шампанского – игристого вина из региона Шампань или «ксерокса» – названия бренда, которым стали обозначать все копировальные аппараты без разбора).
История Галереи гобеленов в музеях Ватикана начинается с Сикстинской капеллы. Потолок и стены капеллы ко времени понтификата Папы Льва X Медичи уже были украшены великолепными фресками великих мастеров эпохи Возрождения. Довольно трудным оказалось что-то добавить в и без того прекрасной капелле. Оставалась свободной лишь часть стен, находившаяся ниже фресок, именно сюда и были заказаны «мобильные» картины – шпалеры.
Картоны (рисунки) для них создал Рафаэль Санти. Они продолжили изображение сцен Священного писания в Сикстинской капелле сюжетами из жизни апостолов Петра и Павла. Произвели шпалеры по рисункам Рафаэля во Фландрии, где находились лучшие ткацкие мастерские того времени. Папа Лев X заплатил за это 16 000 золотых дукатов – целое состояние, превышающее в 5 раз оплату труда Микеланджело за роспись потолка Сикстинской капеллы. Шпалеры обходились так дорого, потому что их создание требовало очень долгого и кропотливого труда. Они ткались лучшими мастерами из шерсти и шелка, с использованием золотых и серебряных нитей. Когда 26 декабря 1519 года шпалеры по рисункам Рафаэля впервые продемонстрировали в Сикстинской капелле, то они сразу вызвали удивление и восхищение всех, кто их увидел. Сейчас они находятся в Пинакотеке Ватикана под стеклом, вдали от разрушительных для них лучей солнца.
Папа Климент VII, следующий понтифик из рода Медичи после Льва X, решил повторить успех предшественника. По его заказу ученики Рафаэля (довольно рано умершего в самом расцвете лет) создали картоны с изображениями сцен из детства Иисуса Христа и событий после его распятия. Гобелены по их картонам были сотканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста и в 1531 году были доставлены в Ватикан, где их выставили в Сикстинской капелле. В 1838 году их вместе с другими гобеленами переместили в отдельную галерею. Гобелены не только весьма дорогостоящие, также довольно сложно поддерживать их в хорошем состоянии. Они очень чувствительны к пыли, свету, насекомым, именно поэтому в Ватикане есть одна из лучших в мире лабораторий по восстановлению гобеленов.
|
</> |