Римские каникулы. День второй. Третья часть марлезонского балета. Хлеба и
olgina67 — 16.10.2022Мы подходим к аркам Колизея. В любой солнечный день здесь полутьма и прохладно. Вспоминается Дюма и Граф МонтеКристо. Но если культпоход героев Дюма происходил в полнейшей тишине и пустоте, нас окружает гул и шум. Народу здесь всегда огромное количество. Даже группы с экскурсоводами, проходящие в отдельный вход, выстраиваются в очередь. Экскурсоводов настолько много, что в наушниках частенько слышны рассказы на множестве языков когда траектории их пересекаются. История грандиознейшего сооружения, проплывающая над нашими головами по мановению волшебной палочки американского дедушки, делает стены еще выше и величественнее, а происходящее на арене оживает перед глазами. Послушаем дедушку, прикоснемся руками к древним стенам, окунемся на тысячелетие назад.
"Античный амфитеатр является созданием римской архитектуры. Амфитеатр — это не цирк и не театр. Цирк предназначался для конских состязаний, театр — для драматических представлений. Амфитеатр строился специально для двух видов зрелищ: для травли зверей (venationes) и для боев гладиаторов. Этих зрелищ не знали сравнительно миниатюрные греческие города-республики.
Греческие состязания, например знаменитые Олимпийские игры или состязания драматургов, были действенным средством стимулирования физической и духовной культуры широкой массы свободных граждан. Подоплекой и обратной стороной массового характера греческой культуры было широкое распространение мелкого рабовладения, избавлявшего свободную половину населения от физического труда и значительной части материальных забот. Рабы в Греции, так же как и в Риме, были низведены на роль бесправного орудия производства, но в массе полноправных граждан господствовал своеобразный античный „демократизм“.
В Риме получили преобладание другие зрелища, рассчитанные на примитивные вкусы зрителей. Из Рима эти зрелища распространились почти по всем крупным городам провинции, сохранившей до нашего времени в полуразрушенном виде ряд грандиозных амфитеатров. Широко известны амфитеатры в Арле, в Ниме (Франция), в Вероне, в Капуе, в Поле (Истрия), в Помпеях, в Поццуоли и в Тисдре (Эль Джем в Тунисе). Одним из самых грандиозных памятников этого рода и является Колизей.
В Колизее в первое время устраивались также „навмахии“, т. е. „морские сражения“, и вообще различные представления на воде. Для этой цели арена должна была на несколько метров затопляться водой, что, очевидно, можно было делать лишь при отсутствии сложной системы коридоров и камер „ипогеев“ (подземелий) арены. Так как в основном ипогеи были построены, по всей вероятности, уже при Домициане, то естественно, что после него о навмахиях в Колизее ничего больше не слышно. Так же как и верх амфитеатра, ипогеи впоследствии не раз ремонтировались и, по крайней мере частично, достраивались и перестраивались.
Для обслуживания и подготовки устраиваемых в Колизее зрелищ существовала целая организация, имевшая свои ответвления как в самом Риме, так, повидимому, и в далекой провинции, поставлявшей в Рим людей и зверей. В самом Риме с Колизеем были связаны: виварий (vivarium) — огромный зверинец с помещениями для обслуживающего его персонала; Клаудий (Claudium) — небольшой зверинец в ближайшем соседстве с Колизеем; несколько школ для гладиаторов (Ludus magnus, Ludus dacicus, Ludus gallicus, Ludus matutinus); школа атлетов (Curia athletarum); Самиарий (Samiarium) — повидимому, госпиталь для раненых гладиаторов; сполиарий (spoliarium) — морг для убитых на арене; армаментарий (armamentarium) — хранилище для гладиаторского оружия и бутафории; общежитие мизенатов (Castra misenatium) — матросов мизенского флота, вызванных в Рим для управления грандиозным тентом Колизея, и т. д.
Слово „амфитеатр“ составлено из греческих корней и в переводе на русский язык означает „двойной театр“, или „театр с обеих сторон“. Временный амфитеатр (первый в Риме), построенный в 46 г. до н. э. К. Скрибонием Курионом, так и описывается, как составленный из двух театров, поворачивавшихся друг к другу своими сценами. Самая архитектурная форма возникла, однако, не в Греции, а в Риме и является, как сказано, специфическим созданием римской архитектуры. Колизей отнюдь не первое архитектурное сооружение этого типа, и при его проектировании и постройке строители, несомненно, опирались на большой архитектурный опыт и знание специфических требований, предъявляемых к зданиям данного назначения. К сожалению, история не сохранила имен авторов и строителей этого замечательного памятника.
История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение сената вынудили Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима. Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне, закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, который стал императором. Он и начал постройку амфитеатра после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний. Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи.
Колизей был заложен императором Веспасианом Флавием около 76 г. н. э. и торжественно открыт в 80 г. его сыном Титом. Работы по его архитектурному оформлению продолжались при втором сыне Веспасиана Домициане (81—96 гг. н. э.) и, повидимому, были не закончены и при нем (подробнее о времени постройки Колизея см. дальше). От фамильного имени этих трех императоров идет другое, не менее распространенное название Колизея „Amphitheatrum Flavium“ (Амфитеатр Флавиев или „Флавиевский амфитеатр“). Рука, стоящая за проектированием этого великого памятника, неизвестна. В средние века древнеримский поэт Вергилий считался вдохновителем амфитеатра. Но теперь есть доказательства того, что Вергилий умер задолго до того, как был построен Колизей. Итак, мы до сих пор не знаем человека, который заслуживает высокой оценки за этот великий и интеллигентно спроектированный памятник в Риме.Места в амфитеатре были распределены в 80 г. императорским уполномоченным между различными группами зрителей сообразно их общественному рангу. По данным историков, для строительства и восстановления всего комплекса в Рим было доставлено более 100 000 рабов и пленных солдат. Их использовали для самых тяжелых работ, таких как добыча травертина в каменоломнях римского пригорода Тиволи. Они также перевозили камни из карьера в Рим, в среднем более 20 миль.
Здание возводилось на 13-меторовом фундаменте, который был выполнен в осушенном озере. Надежность конструкции обеспечивала и каркас, составленный из 80 радиальных стен и 7 кольцевых. Архитектура Колизея величественна и грандиозна, она до сих пор поражает своим великолепием. В наружной стене амфитеатра высотой почти 50 метров находится двухъярусное основание, сам фасад здания разделен на четыре уровня. Три нижних уровня представляют собой аркады (несколько арок одинакового размера и формы, опирающихся на колонны или столбы). Этот архитектурный прием был очень популярен в I веке нашей эры.
Арки самого нижнего этажа имеют высоту чуть более 7 метров, а поддерживающие их опоры достигают ширины почти 2,5 метра и глубины около 2,8 метра. Расстояние между опорами 4,2 метра. Аркам предшествуют дорические колонны, но антаблемент (верхняя часть) выполнен в другом архитектурном стиле. Интересен тот факт, что 76 арок нижнего яруса были пронумерованы из 80. Четыре остались без номеров, расположенные на концах осей, они были главными входами в Колизей.
Количество мрамора, использованного для строительства этого амфитеатра, оценивается в 100 000 кубометров. Он имеет более 80 входов, и более 50 000 зрителей могут одновременно наблюдать за зрелищем. На строительство Колизея ушло 300 тонн железа. Колизей в Риме сделан из травертинового камня, покрывающего его внешнюю стену. Камень был вставлен в стену без использования раствора. Потребовалось 300 тонн железных скоб, чтобы поставить его в вертикальное положение, и они стоят до сих пор.
Верхний этаж представлял собой высокую стену, которая была декорирована 80 пилястрами, находившимися над колоннами, коринфского ордера. Между ними располагались квадратные окна, и помещались по три кронштейна, которые служили опорами для мачт. На них натягивали тент от солнца (веларий), создававший тень над трибунами и ареной. Последний этаж был украшен бронзовыми щитами (не сохранились). Чтобы обеспечить полный комфорт и наилучшие впечатления, строители Колизея позаботились о том, чтобы быть готовыми к любой ситуации. Чтобы защитить зрителей от палящего солнца и жары, они построили Велариум, тент, который можно было натянуть на верхнюю часть сидячих мест, чтобы обеспечить тень. Можно сказать, что они построили самую раннюю форму «Небесного купола» в Колизее. Более того, древним римлянам во время праздников предлагался бесплатный вход и еда. Ширина каждого сиденья составляла около 35 сантиметров, но на гладиаторских боях всегда было многолюдно.
80 арок нижнего яруса (они были пронумерованы) служили для входа и выхода зрителей, т.е. на каждый вход приходилось по 600 зрителей. Пройдя через арки нижнего яруса, люди попадали в сводчатые галереи, идущие параллельно внешней стене. Такой же галереи во втором и третьем ярусе использовались, как места для отдыха. Лестницы, находящиеся внутри здания, обеспечивали зрителям быстрый вход внутрь. Под ареной находились сложные инженерные сооружения, водопровод, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов. Чтобы сделать бой гладиаторов и зверей более интересным и наполненным адреналином, в Колизее было установлено 36 люков. Эти люки использовались для добавления спецэффектов во время боев. Арена современного Колизея лишена покрытия, поэтому сейчас можно видеть прежде скрытые помещения. Площадь под Колизеем называлась Гипогеем или подземельем. Он состоял из двух уровневых подземных сетей туннелей и 32 загонов для животных. 80 вертикальных шахт обеспечивали мгновенный доступ к арене для животных и декораций.
Три века Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ. Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Перед выступлением гладиаторов первым номером программы значились калеки и клоуны: они тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины – состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей (которых для пущего эффекта катапультировали на арену из подвальных помещений). Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов.
Во время празднования тысячелетия Рима в 249 году здесь погибли тысячи гладиаторов и животных. За время существования Колизея погибло более 500 000 человек, во время зрелищ погибло более миллиона животных. Все эти мертвые тела были вынесены из западных ворот Колизея, отсюда и название «Ворота Смерти». Чуть более четырех столетий назад ровно в полдень на арене открывалось ранее запланированное зрелище. Гладиаторские бои проводились от имени влиятельных людей в честь торжеств по увековечиванию памяти знаменитых предков. Игры начаинались утром, но первыми на арену выходили гладиаторы, музыканты, актеры, мимы, священники. В первом бою минтингариум сражался деревянным мечом, создавая эмоциональную атмосферу для зрителей.
Конец кровавым расправам положили только в 405 году. Кроме боев гладиаторов здесь устраивались и охотничьи сцены с травлей зверей, (продолжались до 526 года). В 80 году нашей эры тогдашний император Тит провел первые игры Колизея, на которых было убито около 9,000 диких животных. Двигаясь дальше, в 107 году н.э. император Траян проводил различные соревнования, чтобы отпраздновать свои победы в Дакии в течение 123 дней. Сегодня Колизей является символом против смертной казни. Ночью Колизей подсвечивается красивыми белыми огнями. Если где-либо в мире, независимо от преступления, человеку отменят смертный приговор или его освободят, цвет огней в Колизее изменится с белого на золотой. Это изменение цвета также происходит, когда любая другая страна отменяет смертную казнь. По иронии судьбы, памятник, который веками видел жестокость и смерть, теперь представляет собой нечто совершенно противоположное. Чтобы вы знали, Италия отменила смертную казнь в 1948 году. <.............>
Несколько лет назад я подумала было, что мои встречи с мозаиками закончились, но как я могла забыть о Риме! В самом колизее было найдено множество мозаик, давших информацию о том, что здесь происходило.
В 1439 г. из Колизея был вывезен травертин для работ в Латеранской базилике, позднее брали камень для собора св. Петра, для постройки палаццо ди Венециа, Канчеллерии и палаццо Фарнезе, для восстановления обвалившихся пролетов одного из римских мостов, для уплаты вознаграждения городскому казначею в 1576 г., для ремонта дворца Сенаторов, для замощения площади Капитолия в 1698 г. и т. д. В каких количествах вывозились из Колизея строительные материалы, видно хотя бы из того, что при папе Николае V, в 1452 г., только один подрядчик вывез 2522 воза травертина. В результате многовекового разрушения здания и расхищения всего, что представляло хотя бы малейшую ценность, Колизей превратился в оголенную руину и почти ничего не осталось от его былого декоративного богатства.
Решительные меры по сохранению памятника стали принимать лишь с начала XIX столетия. Была назначена специальная комиссия для его обследования, представившая в 1804 г. доклад об угрожающем состоянии здания. В докладе указывалось, между прочим, на разрушительное действие работ и процессов, связанных с селитренным производством, от которого в здании накопилось не менее шестисот возов навоза и двенадцати тысяч возов „селитренной земли“. Необходимо было предохранить восточный конец сохранившейся доныне северо-восточной стены здания от падения. Для этого в 1805—1807 гг. она была подперта грандиозным контрфорсом во всю ее высоту, под руководством архитекторов Палацци, Кампорези и Штерна.
Незасыпанным остался подземный ход Ком
|
</> |