Риети - часть 2. Прогулка по городу. Собор.

От площадей можно подняться по лестнице к театру имени...все сидят? никто не упадет со стула?...Флавия Веспасиана - того самого, при котором был разрушен Иерусалим.

Для провинциального городка театр просто огромный, не посрамил славного императорского имени.


Это мы уже на главную улицу - разумется, Гарибальди, зря, что ли, он в Риети пару месяцев прожил - вышли. Если сойти с нее, следуя указателям, можно оказаться в удивительном месте - "центре Италии". Конечно, от такого места ждешь, как минимум, памятника: например, Италии в виде голой женщины. Но нет, здесь просто круглая тумба с картой послевоенной Италии (т.е. без Истрии и Задара)...

и мемориальная доска со словами "центр Италии" на разных языках, даже на русском...

Впервые Риети был назван центром Италии местным уроженцем Марком Терренцием Варроном (жил до новой эры: 116-27 гг). Идею подхватили Сенека и Плиний Старший. Основанием для такого определения была равноудаленность города от Адриатического и Тирренского морей, с одной стороны, и от Аосты и "носка" Калабрии, с другой стороны. В XVII веке традицию углУбили и указали точное место - тихую пьяццу Сан-Руфо.
В этом рассказе уже упоминалось много площадей, но к двум главным мы пришли сейчас, вернувшись из "сердца Италии" на улицу Гарибальди.

Пьяцца Витторио Эммануэле (здание с колокольчиком наверху - это мэрия, в том же здании находится пинакотека)
А вторая площадь носит имя Чезаре Баттисти (посмотрел я заодно, кто этот человек. М-да, странные бывают герои)

На этой площади расположен еще и общественный сад Виньола


Сад тот можно за минуту обежать по периметру, но ценен он тем, что дает возможность (в других местах мешает городская застройка) понять, что мы находимся-то на холме! От станции я сюда взошел по лестнице около театра, а от сада Виньола по лестнице нужно будет уже спускаться.
На ту же площадь Баттисти выходит фасад собора Вознесения БМ (Санта-Мария-Ассунта)

Собор впервые упоминается в 598 году: папа Григорий Великий тогда поручил сполетскому епископу передать в собор Риети мощи мучеников Эрмаса, Гиацинта и Максима. Нынешнее здание было заложено 27 апреля 1109 года епископом Бенинказа (Benincasa - я не знаю, как это латинизировать). 1 сентября 1157 года нижняя базилика была освящена епископом Додоном, а верхняя - 9 сентября 1225 года папой Гонорием III. Напомню, что именно здесь 13 июля 1234 года был канонизирован св Доминик Гусман, основатель ордена доминиканцев, а 29 мая 1289 коронован Карл II Анжуйский в качестве короля Сицилии (фактически правил только Неаполем, у нас на Сицилии к тому времени были другие короли). В последующие века собор только портили последующими перестройками, причем окончательно неоклассическим интерьер стал в 1884 году.
Увы, в мой приезд тут вовсю кипели (ну как кипели? ни отбойного молотка, ни перфоратора я не слыхал) реставрационные работы после землетрясения 2009 года. Так что часть фасада я не увидел, нижняя базилика и баптистерий были напрочь закрыты, часть капелл также была затянута сеткой)

Колокольня, кстати, построена в 1239 году (хотя ее также неоднократно реставрировали)



(в кадр попали баптистерий 1458 года и епископский дворец, о котором будет чуть ниже)

Какие-то античные (саркофаг) и средневековые (грифон) сполии




Башня слева - это лифт! Вниз-то легко по лестнице сбежать, а вот вверх так приятно прокатиться...А спускаться-подниматься придется, если вы захотите посетить Археологический музей(чик)
Внутри собора такая вот неолассика

Но и здесь есть нечто ценное: капеллу св Варвары (прошу прощения у поклонников сериала Санта-Барбара) спроектировал великий Бернини. Фактически, это церковь внутри церкви, освященная в 1651 году в честь одной из покровительниц города. Жители Риети убеждены, что здесь хранятся мощи св Варвары (а что же тогда хранится в столице бывшей УССР? Тако да погибнут мифы раскольников-самосвятов от лица Божия)


Кроме статуи собственно св Варвары...

здесь еще находятся изображения св Франциска

св Просдоцима (Prosdocimus - по преданию первый епископ Риети)

св Николая, легко узнаваемого по трем "шарикам",...

и блаженной Коломбы Риетийской (там простой английский текст, почитайте!)



Увы, нижняя церковь и баптистерий были закрыты, а они должны быть частью епархиального музея. Так что выходим наружу
К собору примыкает епископский дворец, построенный в 1283-1288 годах,...

со своими сполиями


(насчет льва не уверен, м.б. он и на соборе, что-то с память моей стало...)
Занимавший кафедру в 1724-1754 годах епископ Антонио Серафино Камарда решил, что недвижИмость должна приносить доход, а потому разделил нижнюю лоджию дворца на кучу лавочек, которые вплоть до 1930ых сдавались в аренду торговцам. Реставраторы 1927-1934 годов руководствовались фашистской модой на "всё вернуть как в старые добрые времена", все перегородки удалили, и теперь вместо рынка под дворцом прекрасное общественное пространство.



В мой приезд в уголках лоджии демонстрировались несколько рождественских яслей от современных художников. Чем дальше мы по времени от события Рождества, тем раньше мы его начинаем праздновать. В мою поездку (3-17 ноября) города вовсю уже украшались к празднику, а 16 ноября в Ареццо открылась рождественская ярмарка. Этак мы скоро прямо с лета начнем елки ставить...
Пока что рассказы о Риети были необременительными, но в следующий раз отыграюсь: покажу вам два местных музейчика.
|
</> |