
Ричард Флейшер. Семь нуаров


Как-то не припомню ни одного фильма Флешера, хотя он считается одним из самых успешных голливудских режиссёров, наснимавших за свою долгую карьеру более полусотни картин. Фильмы самых разных жанров, многие из которых были вполне успешны, а пара даже была в прокате в Союзе. Однако первый фильм Флейшера который я увидел совсем недавно был "Че!" снятый в 1969 году. Вполне себе конъюнктурная картина, тем не менее довольно крепко снятая.
Тут я и решил пополнить свой кругозор семью нуар-фильмами снятыми Флейшером на заре своей карьеры. Большинство из этих малобюджеток были сделаны на RKO в период владения Говарда Хьюза (1949-52 гг). Очень дешёвые, очень короткие (в среднем 62-65 мин), с не самыми известными актёрами и не самыми выдающимися сценаристами. Тем не менее тут наглядно можно разобрать как Флейшер оттачивал мастерство буквально от фильма к фильму. Самый первый он снял в 1948 году.

Нуар и мясокомбинат.
Фильм назывался "Телохранитель" "Bodyguard". Этот первый нуар
Флейшера можно было бы переделать в угарную комедию, но получилось,
что получилось. Итак, дело было в Лос-Анджелесе. Картер - детектив
из отдела убийств. Картер очень прямой и несдержанный (тупой и
деревянный), поэтому его отстраняют от работы. Картер расстроен и
от расстройства бьёт правым в челюсть лейтенанта Бордена. Картера
увольняют.

В этот момент Картеру поступает щедрое предложение от Фредди - племяша владелицы местного мясокомбината тети Джин. Фредди хочет нанять Картера телохранителем тётки и платит 2 т. б. Но Картер отказывается потому что (тупой) гордый. Фредди не унимается и подсовывает бабки под дверь. Картер намерен вернуть деньги и едет в особняк мясных олигархов.
Тётка ваще не в курсе, но тут звучат выстрелы. Все в шоке и Картер соглашается. Ночью Картер видит как тетька садиться в машину и отправляется за ней. Картера предсказуемо бьют по кумполу и он приходит в себя, сидя в машине рядом с трупом, а на него несётся состав. Трупом оказывается лейтенант Борден. Теперь Картера "ищет милиция, ищут пожарные". А он просто прячется у своей подружки Дорис, которая работает в том же департаменте полиции секретаршей.

Дорис тырит инфу для Картера. Оказывается лейтенант Борден вёл дело связанное с мясокомбинатом. Дело было связано с несчастным случаем, в котором погиб один инспектор, попавший в мясорубку по причине слабого зрения. Картер начал копать и оказалось что инспектор этот занимался моделированием парусников(!),требующим хорошего зрения. Дальше больше.

Дорис ночью выдвигается на мясокомбинат и прячется под столом. Там происходит разборка между Фредди и его подельником бригадиром. Эти два злоумышленника, расхитителя капиталистической собственности, наживались впрыскивая в мясо водопроводную воду(!)... мерзавцы. Теперь Фредди хочет замочить бригадира и повесить на него все преступления. Тут он замечает Дорис под столом.

Фредди стреляет из револьвера и гонится за Дорис. Тут врывается Картер. Происходит эпическая битва между мясорубок и туш. Наши победили. Приз - восстановление на службу и Дорис. Этот сценарий, за пару лет до того, написал совсем молодой Роберт Олтман, его сунули в стол как малоперспективный. Но потом, как говорится на безрыбье, подняли. Исполнители главных ролей, Лоуренс Тирни и Присцилла Лейн выдали максимальный дисбаланс в дуэте. Деревянный Тирни и суетливая, жеманная Лейн (это была её последняя роль). Вообще на фильм особо не возлагали. Он должен был стать вторым номером на сдвоенных сеансах. В общем программу-минимум Флейшер выполнил и принялся за следующий фильм.

Нуар и ВМФ.
Фильм назывался "The Clay Pigeon" "Глиняный голубь", ещё он
известен как "Лёгкая мишень", вышел он в 1949 году. Очень простой
сюжет был связан с популярной тогда (впрочем и сейчас) амнезией.
Джим Флетчер бравый моряк, ветеран и бывший заключённый японского
концлагеря. Флетчер только что очнулся от двухлетней амнезии. Но
все вокруг не рады, потому что Флетчер предатель. Он сдал своих
товарищей японцам, когда те спиздили еду со склада и один из них
даже погиб под пытками.


Теперь все ненавидят Флетчера и только что не плюют ему в физиономию, но сам Флетчер нихрена не помнит. Флетчер сбегает из госпиталя и намеревается сам во всём разобраться. Он разыскивает вдову своего погибшего друга Марка Марту (помнит ещё что-то). Марта хочет сдать Флетчера и он её херачит по голове и связывает. Потом они грузятся в её машину и едут в Лос-Анджелес. По дороге их таранят злоумышленники, но Флетчеру удаётся уйти и он теряет сознание.

Марта меняет гнев на милость. Проникается к Флетчеру, прощает побои и плохое обращение. Лечит его и даже проводит с ним недельку на побережье. Флетчер очухивается и звонит третьему своему другу Теду. Потом в китайском ресторане Флетчер узнаёт своего бывшего надзирателя Токояму по кличке Хорёк (вот ещё что-то помнит). Потом он таки вспомнил всё. Оказывается предатель Тед. А теперь он ещё и контрабандист на пару с Токоямой.

Эпическая битва происходит в поезде. Флетчер схлестнулся с Тедом и Токоямой, но силы неравны и проклятые правонарушители хочут скинуть инвалида памяти с поезда. Слава контрразведке ВМФ, они вмешались вовремя. Приз победителю - реабилитация и Марта. Главных героев кстати играли Билл Уильямс и Барбара Хейл, сами будучи в браке. "Глиняный голубь" был первым фильмом поставленным при Говарде Хьюзе, поэтому отличался крайне мизерным бюджетом. Сценарий был откровенно дырявым, а актёрская игра посредственной. Между тем Флейшеру таки удалось сляпать из всего этого что-то удобоворимое. Дальше фильмы посыпались как горох.

Маньяки и нуар.
Фильм назывался «Следуй за мной тихо» "Follow Me Quietly", был снят
в 1949 году за три доллара. Если честно, то это скорее классический
детектив с элементами нуара (темнота, дождь, убийство). Речь там об
охоте за маньяком по кличке Судья, который душит людей в дождливые
ночи. Расследование ведёт правильный до тошноты детектив Герри
Грант, а мешает ему блондинка репортёр. Блондинка по имени Энн
готова даже прыгнуть к детективу в койку за инфу по делу, но
правильный до приторности Герри отвергает все попытки.

Вообще, большую часть фильма составляет рутинная работа по расследованию. Опросы свидетелей, фоторобот и даже фотокукла. Именно в результате таких действий выходят на след преступника. Им оказывается крайне мерзопакостный тип интеллигентного вида. Эпическая битва происходит на местном НПЗ. Герри долго бегает за Судьёй по трубам и лестницам, уворачиваясь от пуль. Потом Судья смачно шлепается с высоты, выскользнув из наручника. Награда - повышение по службе и Энн.

Этот сценарий на студии откопали из вороха отложенных. Это был сценарий Энтони Манна, который к тому времени уже перебрался на другую студию. Главные роли сыграли Уильям Ландигэн и Дороти Патрик, ранее известные только по вторым ролям. Не смотря на простенький сюжет и короткий формат (59 мин), фильм запомнился хорошей постановкой кадра и атмосферой напряжения, умело созданной режиссёром.

Нуар и Министерство финансов.
"Trapped" "В ловушке" или "Попавший в ловушку" еще один фильм
снятый Флейшером в 1949 году. На этот раз тема фальшивомонетчиков и
агентов казначейства. Начало снято вообще в документальном стиле и
повествует о важности печатания долларов, а так же их защиты от
(юаней) подделки. В сценарии присутствует небольшой твист, когда
осуждённый фальшивомонетчик Трис Стюарт, сначала соглашается
сотрудничать, а потом сбегает.

По следам негодяя идёт благородный агент Хаккетт под прикрытием. А помогает негодяю ветренная блондинка Лори, мечтающая о Мексике. Стюарт выводит Хаккетта на преступную сеть и печатные формы. Эпическая битва происходит в депо. Блондинка безжалостно застрелена, Стюарт арестован, босс мафии отстреливается, бегает по крышам трамваев и его переебошивает электричеством (так ему и надо). Приз Хаккетту - стабильность финансовой системы США (а я бы ему ещё и Лори отдал).

Лично я бы уже выделил этот фильм и сюжетными неожиданностями и неплохой игрой. Кстати актриса Барбара Пэйтон, сыгравшая Лори, вскоре зазвездила, забухала и умерла в возрасте 39 лет. Исполнивший роль Стюарта Ллойд Бриджес сыграл ещё много характерных ролей в картинах самых разных жанров. А Флейшер в 1950 году снял один из самый известных своих фильмов.

Нуар и грабители.
"Ограбление инкассаторской машины" "Armored Car Robbery". Этот
короткий полицейский детектив в нуар эстетике наглядно
демонстрирует насколько сильно прогрессировал уровень Флейшера за
два года работы. С не самым сильным актёрским составом Флейшер
сумел раскрыть и напряжение сюжета и глубину персонажей.

Говорят что это был первый голливудский фильм, сломавший негласное правило и подробно описавший подготовку и совершение преступления. Ограбление инкассаторов совершает банда из четырёх гангстеров с брутальным главарём Первисом. На фоне циничного, умного и жестокого Первиса остальные бандиты выглядят тупыми гопниками. К тому же у Первиса есть мощная мотивация в лице эффектной блондинки Ивон ЛеДу, танцовщицы в местном шоу.

Противостоит банде брутальный полицейский Корделл, мотивированный местью за своего погибшего при ограблении товарища. После ограбления банде удалось уйти, но один из гангстеров ранен и Превис его добивает без всяких сантиментов. Корделл идёт по следу крови, застрелен ещё один бандит, но Превису удаётся скрыться. Устанавливается наблюдение за Ивон, но Превис проявляет чудеса изворотливости. Эпическая битва происходит на взлетке аэропорта. Первис, отстреливаясь убегает с чемоданом баксов и попадает под приземляющийся борт. Приз победителю - возмездие злодею и маленькая заметка в газете (чувствуется тенденция).

Фильм вышел динамичным, жёстким и стильным, с неплохо проработанными характерами. Особенно запоминающимся получился главзлодей в исполнении Уильяма Тэлмана. В дальнейшем Флейшер снял на RKO ещё два фильма, вместе с ними "Ограбление инкассаторской машины" считается лучшим что снял чувак именно как авторский фильм в собственном неподражаемом стиле.

Нуар и декольте.
«Женщина его мечты» "His Kind of Woman" вышел в 1951 году. Это уже
намного ближе классическому нуару, с лохом ушастым, роковой
брюнеткой, традиционной подставой и финальным экшеном. Вместе с
тем, как фильм позднего нуара, он дополнен инородными вставками из
других жанров. В частности тут значительная доля комедии, за
которую отвечал Винсент Прайс.

Изначально часовой нуар снял Джон Фэрроу, но Хьюз решил кардинально расширить и переснять первоначальный вариант. Для этого был задействован Флейшер. В качестве главной героини была приглашена Джейн Расселл, с которой Хьюз работал ещё в 1941 году в фильме "Вне закона". На этом фильме Хьюз был продюссером и он здорово намучился, отбиваясь от цензуры из-за "слишком глубокого декольте героини". В последующих фильмах упрямый Хьюз намеренно давал распоряжения, что бы декольте Расселл были максимально глубокими, защищая права так сказать "потребителя".

Кратко сюжет. Дэн Милнер профессиональный игрок, а Ник Фарраро глава итальянской (диаспоры) мафии, выдворенный на родину. Фарраро разработал план, как вернуться в США. Для этого Милнера, пребывающего на мели, крупной суммой заманивают в Мексику, на далёкий фешенебельный курорт. При помощи пластического хирурга, Фарраро рассчитывает поменяться с Милнером личностями, а самого лоха убить.

На фешенебельном мексиканском курорте, в борьбе с мафией Милнеру будут помогать охотница за капиталом Ленор, вышедший в тираж голливудский актёр Кардиган, а в феерическом финале ещё и другие нелепые постояльцы, вместе с тупыми но храбрыми мексиканскими полицейскими. Собственно всю финальную разборку, растянувшуюся почти на час и снимал Флейшер. Тут серьёзные сцены насилия, граничащего с садизмом, переплетаются с комичными на грани фарса.

В роли Милнера снялся реально известный Роберт Митчем и это не самая плохая его работа. Что же касается Прайса, то он выдал феерическую игру, что здорово простебало Голливуд в целом. Сам Флейшер согласился на эту работу с условием что его последний фильм (уже снятый и лежащий на полке) получит прокат. Хьюз согласился и публика наконец смогла оценить "Узкую грань". Этот фильм стал вершиной творчества Флейшера на RKO, был оценён как один из лучших нуаров вообще, а сценаристы получили своего "Оскара". Всё это не смотря на явную принадлежность к b-movie. В 1990 году на "Узкую грань" в Голливуде даже сняли ремейк и об этом стоит выложить отдельный пост.