Alexander Cox. "Прямо в ад", "Walker", "Патрульный" и "Трагедия Мстителя"


На самом деле, Алекс Кокс очень хороший режиссёр, не смотря на то что старый панк. Два его дебютных фильма: "Конфискатор" и "Сид и Нэнси" почти идеальны в художественном смысле. Это кстати отметили все, даже несогласные с идеологическим посылом картин. Между тем, сам Кокс на волне успеха рассчитывал и дальше прикидываться дурачком и снимать остро антиамериканскую чернуху за деньги Universal. Помогать ему в этом пообещали The Clash, The Pogues и Элвис Костелло и многие другие.

Вообще, "Straight to Hell" "Прямо в ад" должен был стать не фильмом, а концертом. В начале 80х Кокс всерьёз увлекался революционным движением в Центральной Америке. Вместе со Страммером они вынашивали планы большого панковского тура в Никарагуа. Выступить должны были The Pogues, Circle Jerks, The Clash и многие другие. Но что-то пошло не так и тур сорвался. Тогда вместо концерта решено было снять вестерн с участием всех этих людей. Саундтрек записали они же. Снимали в Испании. Управились за месяц. В съёмках так же приняли участие Кортни Лав, Дик Руд, Сай Ричардсон, Хоппер, Джармуш и Бог знает кто ещё.


Особого сюжета в фильме нет. В основном действие представляет собой немотивированное насилие в некоем мексиканском городке. Были там местные головорезы клан МасМеханов и пришлые бандюганы Вилли, Симс и Норвуд (Тарантино привет) со своей тупой, беременной женой Велмой. Сначала они вместе веселились, пили кофе, глумились над местным населением, а потом тупо перебили друг друга. Вот и весь сюжет.

Что же касается формы, то это бодрый экшн, чёрный юмор и кич, на грани троллинга. Подобное смешение панка с вестерном я видел только в малобюджетных мексиканских муви. Хотя Кокс и заявлял что снимал как оммаж спагетти-вестернам, но реально разобраться чего там больше, отсылок или пародии практически невозможно.


Критика всерьёз оттопталась на картине. В Америке фильм был лишен проката, но на носителях собрал неплохую кассу. В 2010 году картину частично пересняли в цифре и добавили туда спецэффекты.

В 1984 году, будучи в Никарагуа, во время известных событий, Кокс задумал исторический боевик связанный с личностью некоего американского авантюриста Уокера. Идею поддержал Юниверсал, выделив на съёмки 6 млн. Снимали в Никарагуа. В главных ролях снялись Эд Харрис, Ричард Мазур, Питер Бойл и др.

Немного сюжета. Уильям Уолкер или как его называли Полковник, был типичным янки-авантюристом. Набрав небольшую армию из отребья и головорезов, он в 1853 году предпринял неудачную попытку вторгнуться в Мексику. После чего им заинтересовался мультимиллионер олигарх Вандербильт, предложив профинансировать вооружённое вмешательство в Никарагуа (на самом деле, в соответствии с историческими фактами, это были конкуренты Вандербильта, боровшиеся за трансатлантическую логистику).

Высадившись в Никарагуа с полусотней наёмников, Уокер устраивает кровавую бойню во имя демократии и с налёта берёт Гранаду. Сначала Уокер старается сотрудничать с местной аристократией, но вскоре входит во вкус и берёт власть полностью в свои руки. Вконец обнаглев, Уокер ссорится с Вандербильтом, а когда деньги кончаются, устанавливает в Никарагуа рабство. Маразм крепчает, восстание охватывает страну, а Уолкер приказывает сжечь Гранаду.

"Уокер" Кокса это прямое политическое высказывание, причём на раскалённую на тот момент тему. Кокс намеренно использовал анахронизмы в этой исторической драме, чтобы провести параллели с тогдашней реальностью. По мере продвижения сюжета общий абсурд усиливался, количество трупов росло, а несоответствие эпох вылилось во внезапно прилетевший американский вертолёт (его сыграл Советский Ми-18). Эпилог с выступлением Рейгана по ТВ и документальные кадры, ставят окончательную точку в вопросе принадлежности фильма.

О производстве этого фильма можно было бы снять отдельный триллер. Мало того, что съёмки проходили буквально во время боевых действий, соседний Гондурас, желая выслужиться, постоянно вставлял палки в колёса. Группа задерживалась, кредиты утекали, массовка чудила, пара человек погибла, в итоге Юниверсал отрёкся от фильма, а критика за редким исключением растоптала. При этом все упирали на художественную несостоятельность, но причина конечно же была в другом.
В 1987 году Кокс порвал все отношения с Голливудом. До 1990го он совсем не занимался кино, а потом ему пришла идея обратить свой взгляд в сторону Мексики. Результатом всех этих движений стал фильм вышедший в 1991, на испанском, с мексиканскими актерами. Называлась картина "Патрульный". Откровенно говоря, я раздумывал о том, смотреть ли фильм вообще, предполагая что это боевичок о героической победоносной войне мексиканского гаишника с наркомафией.

Фильм сломал все мои предположения. Это оказалась угарнейшая социальная драма с элементами чернейшего юмора и отличной актёрской игрой. Кроме того это просто отлично снятая история, без пафоса и сантиментов, выдержанная в форме традиционного повествования. Тут всё сбалансировано и в меру: юмор, сарказм, горечь, трагедия и экшн. Ненависти к гринго тоже хватает.
Не смотря на ограниченный прокат и небольшую известность, многие критики признали этот фильм лучшим произведением Кокса вообще. В нулевых Кокс окончательно вернулся в свой родной Ливерпуль. А в 2002 вышел его авторский проект "Трагедия мстителя".

Фильм снимался полностью в Ливерпуле, по сценарию адаптированному из пьесы начала 17 века, предположительно авторства Миддлтона. В главных ролях снялись Экклстон, Джекоби, Эдди Иззард. Саунд записали Chumbawamba, известные ещё с 80х своим панк-радикализмом.

По форме картина представляет собой футуристический арт, напоминающий "Юбилей" Джармена. Рифмы исходного текста 17 века слегка разбавлены современными ругательствами, а действие перенесено из Италии в постапокалиптический Ливерпуль. Всё это густо декорировано в панк-эстетике.

Сюжет представляет популярную во все времена историю мести. Только в фильме герой по имени Виндичи мстит не герцогу неназванной итальянской провинции, а ливерпульскому магнату и негласному хозяину города. В процессе мести чувак расправляется со всеми членами семьи Герцога, погрязшими в самых разных грехах, от убийств, разврата, до инцеста и педерастии. Мститель действует решительно и без рефлексии, но в финале сам расплачивается за свои действия. Картина необычная, совмещает натурализм насилия, театральность сцен и яркий панковский антураж.

Нельзя сказать что это шедевр, но фильм оставляет впечатление и достоин просмотра. Что же касается остальных картин Кокса, то я лично считаю что они очень сильно недооценены и представляют собой стильную, хорошо проработанную и воплощенную авторскую концепцию.