Революционная критика и самокритика

топ 100 блогов chaotickgood15.09.2012
Мои уважаемые товарищи Революционная критика и самокритикаdoloew и Революционная критика и самокритикаolga_smir, комментируя восстановление памятника Дзержинскому в Тюмени, процитировали отрывок из статьи Тарасова о том, как КГБ пыталось повесить на него взрыв в метро в 70-ых годах, а он, несмотря на смертельную опасность, троллил следователя, уличая его в отступлениях от марксизма и советского законодательства, в том числе и апеллируя к портрету Феликса Эдмундовича.

С их подачи я ещё раз перечитал эту очень интересную статью, там кроме этого отрывка есть и другие замечательные места.

– Вы понимаете, где вы находитесь? – спросил следователь.
Возможно, он заподозрил, что имеет дело с невменяемым.
– Да, – чистосердечно ответил я.
– Ну и где?
– В КГБ.
– Не в КГБ, – поправил меня следователь, – а в Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР. Вы знаете, чем мы занимаемся?
– Да.
– Ну и чем?
– Вы – политическая полиция.
– В СССР нет полиции! – взвился вдруг следователь. – Ни политической, ни какой другой! Вражеских голосов наслушались?!
Вот тут уже стал звереть я, выламываясь из своего состояния апатии и заторможенности:
– Никаких голосов я не слушаю! Я – левый по своим убеждениям, вы должны это знать. Следовательно, я – противник капитализма.

Сама сцена очень интересная. Она не укладывается ни в традиционную схему "ужастное КГБ прессует демократического диссидента", ни в столь же традиционную схему "белые рыцари социалистической законности разоблачают коварного контрреволюционера". Работники советской политической полиции, формально стоящие на страже социалистических принципов, допрашивают представителя социалистической же оппозиции. При этом стороны обвиняют друг друга в контрреволюционной деятельности.

Тарасова можно очень за многое критиковать, и мне справедливо на это указывали. Я сам соглашаюсь с ним далеко не так часто, как это можно, наверное, подумать. Но его статьи привлекли моё внимание методом мышления, который во многом и определяет политическую позицию Тарасова. Неотъемлемой его частью является неослабевающая критичность мышления. Не только по отношению к прямым политическим противникам (например, правым), и но и к гипотетическим союзникам.

Такая критичность, прямо противоположная безусловной солидарности, для меня единственный возможный фундамент интеллектуальный честности (и, соответственно, здорового, рационального мировоззрения). Что объединяет симпатичных мне троцкистов, маоистов и еврокоммунистов? Практически ничего, кроме того, что всё это критические направления социалистической мысли. Троцкисты отталкивались в своих рассуждениях не только от критики капитализма, но и от критики сталинского "социализма". Маоисты критиковали советскую постсталинскую (ревизионистскую) модель. Еврокоммунисты - советскую модель социализма вообще.

Безусловная солидарность меня отталкивает. Если человек против пыток, смертной казни, ядерного оружия, тотальной слежки и государственного регулирования личной жизни только в буржуазном государстве, а государству, которое он считает социалистическим, он готов эти полномочия делегировать, значит он, в отличие от меня, на самом деле не против. Это просто старинный и хорошо известный принцип "Моя страна, права она или нет". Совершенно чуждый мне принцип.

Обычно, когда начинают критиковать "реальный социализм", в ответ сразу есть есть что вспомнить из истории капстран. Я и сам таким занимался иногда, но всё же в этом есть какое-то бесконечное уныние спора двух патриотов, чья страна лучше. Этот спор не имеет разрешения, и истина в нём не родится. Сравните, например, вот с этой цитатой из другой статьи Тарасова:

К сожалению, подавляющая часть случаев геноцида в мировой истории осталась безнаказанной. Лишь трижды организаторы и исполнители геноцида представали перед судом: в Нюрнберге - главари "третьего рейха", в Пномпене - полпотовцы (и то самые главные осуждены заочно) и в Аддис-Абебе продолжается суд над режимом Менгисту. Геноцид армян в Турции в 1915 г. остался безнаказанным, и Турция до сих пор отказывается признать даже самый факт геноцида. Геноцид ассирийцев в Турции и в Иране (когда погибло 80% нации) известен только специалистам. Искусственный голод 30-х годов XX века на Украине и Юге России остался безнаказанным - так же как и искусственный голод, унесший минимум 18 миллионов жизней, организованный англичанами в Индии в XVIII-XIX веках. Геноцид, организованный Индонезией на Восточном Тиморе (где вымерло 45% населения), старательно не замечается мировым сообществом. Самая страшная катастрофа в истории человечества - геноцид американских индейцев европейцами (по новейшим расчетам американских историков-демографов, в обеих Америках в ходе их колонизации - в Северной Америке в 1492-1887 гг. и в Южной Америке - в 1492-1626 гг. - было истреблено от 90 до 120 миллионов индейцев; это без многочисленных более поздних случаев геноцида!) остался, разумеется, безнаказанным, и масштабы его скрывались не только на Западе, но даже и в СССР, где так любили обличать "преступления колониализма". Последнее, кстати, говорит о европеоцентризме и скрытом расизме советского (а теперь российского) общества.

В одном абзаце справедливо осуждаются как фашистские, капиталистические и колониальные геноциды, так и красные кхмеры, сталинский Голодомор и даже "советский европоцентризм". Без всякого противопоставления в духе "при Сталине голод был, а вот зато...".

Именно в таком ключе мыслю я сам. 

Моя левая (демократическая) позиция определена тем, что я отвергаю авторитаризм и архаику, всяческие докапиталистические пережитки, религиозный фундаментализм и социальный консерватизм, любые монархические, фашистские и правоавторитарные политические системы.

Моя леворадикальная (социалистическая) позиция определяется тем, что я не питаю особых надежд на западную либеральную демократию (и даже на социал-демократию), считаю её неспособной разрешить реальные проблемы и противоречия капитализма.

Моя левацкая (лефтишская) позиция означает то, что от "реального социализма" я тоже этого не жду, видя и осознавая все присущие ему недостатки и проблемы.

В то же время я всё ещё считаю, что "другой мир возможен".

Поэтому я считал и продолжаю считать себя коммунистом.

P.S. Раз уж я завёл речь о безусловной солидарности, хотелось бы внести маленькое замечание. Посмотрев ролик с выступлением Удальцова на Форуме Левых Сил, где он абсолютно зюгановским голосом говорил, что Путин везде появляется без жены, поэтому он аморальный человек, я понял, что моя критика радикального феминизма была "слишком тонкой шуткой для нашего цирка". Поэтому, вероятно, зачастую понималась неправильно. В следующий раз постараюсь быть внимательней к потенциальной аудитории.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Два года назад мэр Перми Игорь Шубин составил список фраз, которые подчиненные не имеют права произносить в его присутствии. Список получился весьма внушительным. Туда вошли фразы: "Денег нет", "Нет денег", "А мне сказали, что вы сказали...", "У нас ...
Ни для кого не секрет, что есть святые, которые почитаются не только Православной Церковью, но и иными, например, католической, армянской, англиканской… Это объяснить очень легко: несмотря на разделение между нами сегодня, когда-то мы в прошлом мы были едины, и святые этого периода у нас ...
Вчера,чтобы выгулять нашу Козявку,мы поехали ко мне на работу,забрали резину,которую я купил для Икс-Трейла. Потом я повел своих чад и домочадцев на второй этаж показать рассаду. По лестнице козявка поднималась бодро,но высоты испугалась,к перилам не подходила. Пока я грузился и ...
Началось по СМИ. Редкое дерьмо. Ну ничего. Мы привыкли. Неприятно, конечно, хотя ничего страшного. Комары, когда кусают - не больно ведь. Просто чешется... Самое интересное, что мы начинаем по - настоящему набирать именно тогда, когда нас мочат. ...
мамы, подскажите, кто где бетет няней? помогатель мне показался помойкой, по знакомству найти никого не удалось, агентсву платить дорого и ненадежно. может, в жж есть сообщество по поиску нянь? заранее ...