Революционеры без революции, или удивительное кино «Нас венчали не в церкви».
monetam — 24.08.2024Вроде бы, название не предвещало для советского зрителя ничего особенно необычного- ну да вот, пламенные революционеры, юноши и девушки с горящим взорами решают спаси из-под деспотической власти отца-священника его дочь, а свою единомышленницу, дабы та нашла прежде всего свое если не личное, то уж в первую очередь жизненное счастье… Идеологические штампы-заготовки у зрителя уже есть, и ничего неожиданного быть не должно, но…
Во-первых, удивительное тут начинается прямо с названия «Нас венчали не в церкви». Как выясняется из фильма, венчали именно что в церкви, и процедура прошла именно что законным образом, хотя вт до последнего интрига сохраняется – вдруг Сергей Силыч придумает что-то гусарcкое, и вот, просто возьмёт, да увезет невесту?
Вторая удивительная вещь – это когда фильм про революционеров рассказывает совсем не про революционную работу. Это работы – так фактически нет, Она идет совсем уж третьим планом. Главное в фильме… именно личное, любовное содержание, и тут весь революционный «задний план» сознательно выставлен тускловато. Перед нами -ну вот да, типичное гусаркое, чуть ли не «ноздревское» похищение невесты, когда изюминкой главного героя становится невероятная (но и красивая!) решительность в осуществлении, и невероятное хладнокровие при исполнении своей роли. При этом именно революционная роль Сергея и Ларисы как-то совсем никакие: он идёт учителем в школу, а она – работать в больницу сестрой милосердия. При этом главным положительным героям сочувствуешь не потому, что вот они заняты важным и справедливым делом - на момент развития действий они как раз-таки ничем и не заняты, а просто – их молодости и красоте, и вот не более!
Третья удивительная вещь – когда конкурент главного героя, государственный чиновник, консерватор-монархист Иван Федорович показан… очень положительным человеком! Уж вот чьим душевным благородством восхищаться, так это именно его - взять, да переступить через собственные чувства, причем чувства совсем не рядовые, а одни из самых важных и сильных, и – даже не то что бы подлость сделать, а просто не применить законный метод для разоблачения конкурента по сердечному делу!
При том, что самому главному герою возможности показать ни аналогичного по силе чувства, ни даже на более мелком примере режиссер не дает.
Четвертая удивительная вещь - та, что режиссер не решился вымазать яркой черной глянцевой краской священник отца, да и духовенство вообще. Когда смотришь на отца Василия, то видишь – самого обыкновенного, разумного, доброго отца, к которому возникает сочувствие от того, сколько нервных переживаний и хлопот доставляет ему непокорная дочь! Причем ведь нельзя сказать, что у него дурной, или деспотический характер, что он одержим манией исполнить свои фантазии на дочери, или противится ее счастью. Всего-навсего и хочет, чтобы Лариса (чуть не прибавил – «Огудалова») признала муже доброго соседа, влюбленного в нее. И совсем уж по детски зрителю хочется сделать то, на что Иван Федорович не решился – а именно рассказать суть той комбинации, в которую поверил простодушный отец Василий!
В общем, фильм стал для меня в самом деле удивительным… Никак я от него такого не ожидал.