Ретро-застой 1970-х
selyanka1 — 06.10.2023
Образ Людмилы Гурченко времён "Бенефиса" (1978) и
"Красавца-мужчины" (1978).
Одни люди задаются вопросом: "Почему в эпоху Застоя было такое
унылое ТВ?" Другие, напротив, хвалят, говоря, что оно таким и
должно быть: классическая музыка, политическое новости,
документальное кино о нефтяниках или свекловодах и примерно 2-3
раза в год — мелодии буржуйской АББы и прочего Бони-Эм.
Если внимательно изучить программы тех лет, можно заметить
интереснейшую подробность. Много киноконцертов с участием (вернее,
с архивными записями) Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Лидии
Руслановой. Создавались, ...стряпались ретро-номера и целые
кинокартины с девушками, танцующими чарльстон или даже
канкан.
Время от времени пускали старое кино с Ильинским-Кторовым и
Анной Стен. Было много современных номеров с воспеванием "старого
граммофона" - ребятки в шляпах-канотье пели что-то из репертуара
1930-х — причём, зачастую, из нежелательного (с точки зрения самих
1930-х) репертуара.
Да. Реабилитировали стиляг с их джазом и "Серенадой Солнечной
долины". Безусловно, в те годы во всём мире было ретро-поветрие — в
Голливуде снимали фильмы о "ревущих—двадцатых", а итало-извращенец
Тинто Брасс (вслед за Лилианой Кавани) эстетизировал никогда не
существовавшее нацистское Ар Деко.
Кадр из фильма "Только в Мюзик-Холле".
Однако на Западе ретро было одним из многочисленных
направлений — пусть и стилеобразующих. В СССР это —
интеллектуальный мейнстрим, заданный сверху. Точнее, единственно
разрешённый и всячески пропагандируемый в пространстве
поп-культуры. Почему — так?
Вся эта потрясающая ретро-тема — это ни что иное, как ...вкусы
пожилых людей, стоявших у власти. Это любимые ритмы тех мальчиков,
что ходили в белых штанах и танцевали фокстроты, обожали Леонида
Утёсова, тайком слушали Петра Лещенко, влюблялись в Аннушек и
Раечек, носивших беретики.
Постановка "Взрослая дочь молодого человека" - реабилитация
стиляг.
Поколение чуть моложе — врубало "джаз на хате" и "хиляло по
Бродвею". Или не хиляло, а слушало чарующую Ружену Сикору с Ниной
Дордой. Запах сирени, тёплый-ламповый-звук, каблучки по асфальту
стучат... Поэтому, встав у руля, чиновники и цензоры с
удовольствием пропускали своё-любимое. Родное.
Они в массе своей не понимали диско и тем паче — рок. Они и не
должны это любить. Вспомните реакцию молодых "отцов", когда Марти
Макфлай ("Назад в будущее"), попавший в 1950-е, принялся лабать им
хэви-металл. Поэтому вся советская эстрада 1970-х — начала 1980-х
несёт в себе мощный ретро-заряд.
Образ Натальи Крачковской из шоу "Волшебный фонарь".
Даже прорывные "бенефисы" с Людмилой Гурченко, Ларисой
Голубкиной, Татьяной Дорониной имеют очевидную отсылку к эстетике
1920-1950-х годов.
А молодёжи — тем, кому 14-20-25 — это казалось скучноватым и
архаичным.
Да, нравилось, конечно, но хотелось и чего-то другого —
современного.
Юношеству не было никакого дела до мемуарных грёз чиновника
Н., тусовавшегося в 1938 году под аргентинское танго. Так что
развлекательного контента на ТВ хватало, просто он транслировался
для старших товарищей.
"В парке Чаир распускаются розы...".
Приятно и респектабельно.
Отсюда