О чем нам рассказал старинный курхарс


Почти забытый головной убор курхарс, как его представляли раньше

Голова во фригийском колпаке: Парис. Римская копия I в. н. э. по греческому оригиналу IV в. до н. э. Рим, Палатинский музей.
Фригийский (иногда фракийский) колпак представлял из себя мягкий закруглённый колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом и часто снабжался двумя клапанами на ушах.

Слева "Суд Париса". Римский барельеф, II век н.э., справа фригийский колпак на Митре (божество индоиранского происхождения), барельеф из бывшего митреума, ныне крипты Базилики Святого Климента (Рим) I век н.э.
Первоначально возник и был в употреблении у племён, в древности населявших Фракию, Дакию, Далмацию. Встречается на многих древнегреческих статуях и их римских копиях, особенно троянского Париса.

Мозаика "Поклонение волхвов"; конец VI в., базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Кроме того, похожие головные уборы носили киммерийцы и скифы.

Скифы в похожих на фригийские колпаках на вазе из скифского царского кургана Куль-Обы в Крыму. Эрмитаж

Скифский царь Скилур и его сын Палак на барельефе в Неаполе Скифском, Крым, II век до н. э.
То есть как видите, подобные колпаки в глубокой древности носили как к северу, так и к западу от Кавказа.
И именно у достаточно изолированных от мировых глобализационных модных процессов горных ингушей подобный головной убор до недавнего времени и сохранился в качестве народного и традиционного.
Когда я говорю до "надавнего времени", я имею в виду, что когда "невидимая рука"

Ну как хорошо сохранилась? Вот такой вид для могил считается ну очень хорошим (кстати, обратите внимание, что они красные!)

В сентябре 2023 года склеп был полностью отреставрирован и восстановлен. А в Доме народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой завершилась работа по воссозданию технологии изготовления курхарса.

Ингушские мастерицы в Доме народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой
Историк и археолог Евгений Крупнов считал, что курхарс ингушские женщины носили в XV - XVII веках, но устная традиция свидетельствует, что ингушские горянки продолжали использовать его во время религиозных праздников до конца XIX века

Созданный по старинной технологии курхарс
Обратите внимание, что данные курхарсы достаточно сильно отличаются от того, что показано на верхней картинке, как их представляли себе раньше. Никакого загиба "трубкой" нет, а есть загиб с "хохолком".
|
</> |