«Республиканцы» и «республиканишки»


На протяжении 20 лет – с 1922 по 1943 гг. – фашистский режим Бенито Муссолини в Италии существовал параллельно с монархией Савойской династии. Однако в июле 1943 г. король Виктор Эммануил III сверг дуче и посадил его под арест, стремясь заключить сепаратный мир с Союзниками по Антигитлеровской коалиции. В сентябре англо-американские войска высадились на Апеннинском полуострове, а королевское правительство подписало с ними перемирие, после чего немцы вторглись в Италию и освободили Муссолини, который провозгласил «Итальянскую Социальную республику».
На фоне Второй мировой войны в Италии началась собственная Гражданская война, в которой фашисты-республиканцы противостояли королевскому правительству и широкой партийной антифашистской коалиции – «Комитету национального освобождения» (CLN), куда входили коммунисты, социалисты, либералы и христианские демократы. Большая часть партий Комитета сами были республиканскими, но на время войны согласились объединиться с монархическим Савойским правительством. Так, например, лидер коммунистов Пальмиро Тольятти являлся заместителем премьер-министра при бывшем фашистском маршале Пьетро Бадольо.
И тут возникла проблема, как описывать вражеский режим Социальной республики. Значительная часть антифашистов, оставаясь республиканцами, не собирались «марать» об фашистов это слово. Так возникло лексическое разделение, которое впоследствии будет часто встречаться и в послевоенной Италии: есть «правильные» антифашистские республиканцы – «repubblicani», а есть «неправильные» фашистские республиканишки – «repubblichini».
Эта лексическая разница напоминает схожее разделение между словами «collaboration» и «сollaborationnisme» в отношении Франции. «Collaboration» – это государственная политика режима Виши при маршале Филиппе Петене, которая исходила из мнения, что раз Германия победит в войне, то в национальных интересах консервативной Франции встроиться в «Новый европейский порядок». «Сollaborationnisme» – это стратегия ряда французских политиков, вроде Жака Дорио и Марселя Деа, которые сотрудничали с немцами «не за страх, а за совесть», потому что искренне считали фашизм наиболее подходящей идеологией для Франции будущего.
Но вернёмся к Италии. Бывшая Королевская армия распалась на «армию Юга», которая в британской униформе сражалась на стороне Союзников, и «армию Севера» – Национальную республиканскую армию, которая сражалась на стороне немцев.
Одновременно в тылу Социальной республики шла партизанская война. Разные антифашистские партии имели свои собственные формирования: у коммунистов – бригады Гарибальди, у социалистов – бригады Маттеотти, у либералов – бригады Мадзини, у католиков – бригады «Зелёного пламени». Свои партизанские части были также у монархистов, троцкистов и анархистов. Чем-то это напоминает польское партийное разнообразие партизанских движений в те же годы Второй мировой.
Фашисты боролись против партизан при помощи внутренних войск – Национальной республиканской гвардии, и партийной милиции – «Чёрных бригад».
В апреле 1945 г. Союзники начали финальное наступление в Северной Италии. На этом фоне 25 апреля партизаны подняли всеобщее восстание в тылу Социальной республики под лозунгом «Сдавайся или умри!». Эта дата до сих пор является национальным праздником, известным как «День освобождения». 28 апреля коммунистические партизаны расстреляли схваченного Муссолини, после чего его труп вместе с телами других казнённых высокопоставленных фашистов вывесили вниз головой в Милане. 29 апреля в Казерте немцы подписали Акт о капитуляции на Итальянском фронте, который распространялся и на Социальную республику. 2 мая боевые действия окончательно прекратились.
Через год – в июне 1946 г. – в Италии прошёл конституционный референдум, на котором 54% избирателей проголосовали за установление республики. Королевство Италия пало, и возникла Итальянская республика, которая существует до сих пор.
Стальной шлем
|
</> |