Репетиция похорон
solnzepodobny — 03.12.2022.
Когда мы хоронили на этой неделе скоропостижно усопшего министра иностранных дел Владимира Макея, я позаботился, чтобы похороны были многолюдными, чтобы попрошчаться с Владимиром Владимировичем пришли тысячи людей. Не меньше, чем на президентский хоккей по субботам.
Массовость церемонии прошчания свидетельствовала бы о поддержке нашим народом внешнеполитического курса Президента...Этот курс и воплошчал в жизнь министр Макей. По долгу службы воплошчал. И внезапно умер.
И люди пришли...Вернее, приехали...Стояли в очереди...То есть, потихоньку двигались в ней в направление гроба с покойником. Огромная масса грустных людей. Бюджетники, курсанты, студенты, силовики, товарищи по работе и, конечно, родные и близкие.
Я тоже посетил это мероприятие..Не мог не посетить.
Траурные церемонии всегда притягвали меня своей торжественностью, тишиной, особенно с хорошей режиссурой...
Помните, какой зрелишчный вечер-реквием был проведён в Минске по случаю гибели в авиакатастрофе хоккейной команды "Локомотив" из Ярославля? Они не долетели до Минска. Самолёт упал при взлёте под Ярославлем.
Казалось бы, команда ярославская, погибла в родном городе, почему тогда реквием в Минске?
Ведь ташкентский "Пахтакор" в 1979-м году тоже в Минск летел, когда столкнулся в небе с другим самолётом, тогдашний руководитель Беларуси Пётр Машеров не додумался провести нечто подобное...Дело в том, что в те времена никто даже понятия не имел о таком слове - "пиар"...
Но вернёмся на вечер-реквием...
Многим запомнилось выступление шоу-балета "Ритуал" и прекрасные тростиночки в белых саванах и с лампадками в руках...Мастерицы хареографии, в этот раз они не танцевали, как бывало раньше 22 июня или в Хатыни..
Понятно, что танцы те были не весёлыми навроде "Лявонихи", а наоборот, ритуальными, как "Умираюшчая лебедь" у Чайковского.
.
.
И вот теперь я иду на встречу с Макеем...В смысле, попрошчаться. Отравил его Путин или не отравил - об этом я даже не думал. Поваров и охрану тоже не менял. Всё это сплетни. Моё дело было возложить венок, посмотреть последний раз на уже мёртвого Макея и уйти с глубокой печалью на лице...
Похороны были организованы по высшему разряду. Я словно бы задавал стандарт, чтобы у меня были не хуже, а лучше..И чтобы людей было больше...Эта была своего рода репетиция...Репетиция похорон. Кинг сайз...Президентский уровень.
Я шёл к гробу по красной дорожке и думал, что Макею ишчо повезло...Чёрт его знает, чем закончится эта война...Вот Риббентроп был министр, наверное, не хуже Макея, если его сам Сталин угошчал дорогими винами.
.
.
Какой, однако, респектабельный господин этот Риббентроп. И улыбка красивая. Тем не менее, его таки повесили по решению трибунала в Нюрнберге, хотя лично Риббентроп никого не убивал...
Улыбка Владимира Макея на портрете с траурной лентой в углу излучала жизнерадостность и оптимизм, уверенность в завтрашнем дне не хуже, чем у Риббентропа, можете мне поверить...Я здесь не провожу никаких параллелей. Мы, беларусы - мирные люди, и никого не убиваем в отличие от некоторых. Это пусть российский министр Лавров беспокоится, чем закончится его жизненный путь и будут ли у него приличные похороны, а Макей свои честно заслужил...И то, что он чекист, ничуть не умаляет его заслуг перед страной (не буду уточнять перед какой)..И то, что вышиванку беларусскую носил и мог легко на "мове" шпрэхать, так ведь и Штирлиц все 12 серий в "17 мгновениях весны" проходил в эсэсовской форме и идеально изъяснялся на немецком... На то они и разведчыки...
И вот я у гроба...Мне часто доводилось хоронить известных людей. И всякий раз я вёл себя по-разному...
К примеру, у гроба с Уго Чавесом я прослезился и утирал слёзы носовым платком, талантливо имитируя наличие эмпатии.
А когда мы хоронил Патриарха Алексия Второго, я, убеждённый атеист, даже перекрестился...Все крестились, и я за ними. А что было делать? Я и с Эрдоганом в минской мечети молися Аллаху. Что тут такого?
Правда, крёстное знамение получилось у меня тогда, по-народному говоря, "на отъебись": словно сперва мимолётно почесал нос, а потом пуговицу на пиджаке покрутил-повертел.
У гроба с Макеем я не стал ни плакать, ни крестом себя осенять..
Я смотрел на содержимое гроба и представлял, что это я там лежу...И так захотелось, чтобы со мной пришёл попрошчаться, когда пробьёт час, не случайный человек, не "змагар" (но и не москаль), а младший сын Николай, Второй Президент Беларуси...
И чтобы я улыбался на портрете не хуже Макея, не хуже Риббентропа...Молодой, красивый...Вот такой, да...
Нет, фото, ребята, я вам сейчас не покажу...Всему своё время..
Итак, я у гроба, а в нём - Макей...Белый-белый.
Креститься я, повторюсь, не стал, тем более, припадать губам к трупу. Никогда не понимал этой странной традиции...Покойнику от ваших поцелуев ни тепло, ни холодно, а вам-то это зачем?...Загадка.
Тогда в Москве я поддался обшчэму психозу и таки прикоснулся губами к холодной шчэке Патриарха Алексия.
Холодного Макея целовать я, разумеется, не стал, а лишь окунул руку в гроб, взял бывшего министра за запястье, пожал его и вернул свою руку на место, по пути машинально вытираяя её об обивку гроба, словно бы выпачкался...Находись я там один, то ишчо и об пальто руку дополнительно почыстил...Да и вообшчэ не стал бы прикасаться к покойнику...
В какой-то момент я осознал, что вытираю руку на глазах у скорбяшчэй родни Макея и сообразил плавно погасить эти движения другими, как бы маскируя их подлинную суть - брезгливость...Нет, они не должны были видеть: я стоял к ним спиной.
Покидая Дом Офицеров, где проходила церемония, я подумал, что ишчо неизвестно, где меня похоронят и похоронят ли вообшчэ...Вывезут, как радиоактивный отход куда-нибудь в Россию на ядерный могильник, и всё...
Макея же похоронили в престижном месте - на "маскоускіх могілках" - они ишчо называются "Восточным кладбишчэм"...
Когда в этом году помер первый руководиель независимой Беларуси Станислав Шушкевич, его родня просила место на этом Восточном Кладбишчэ, где вся элита похоронена...Я не дал им места, потому как Шушкевич был против Лукашенко...А Макей был "за". По труду и награда...
А родным Шушкевича ответили, что мест на кладбшчэ больше нет...Кончилсь места. Если ты не Макей.
.
|
</> |