Рекордный профицит и рекордный отток капитала
vamoisej — 13.03.2023Сегодня Федеральная таможенная служба (ФТС) раскрыла данные по внешнеторговому балансу. И они оказались рекордными. Так, экспорт по сравнению с 2021 годом вырос практически на 20% до 591,5 млрд долларов. В это же время импорт упал на 11,7% до 259,1 млрд долларов.
Таким образом, профицит торгового баланса оказался рекордным, составив 332,337 млрд долларов. Это на 70% больше, чем годом ранее.
Впрочем, подобные результаты не стали ни для кого удивлением. С первых месяцев весны, когда резко обвалился импорт, и резко вырос экспорт из-за галопирующих цен на нефть и газ. Огромный профицит начал накапливаться уже тогда. И вопрос был только в том, как долго продлится подобное.
Приведу данные по ряду экспортных позиций, которые опубликовала ФТС:
- Продовольственные товары и с/х сырьё: 41,27 млрд долларов (+14,8%)
- Нефть и нефтепродукты: 383,7 млрд (+42,4%)
- Удобрения: 19,29 млрд (+54,3%)
- Древесина и изделия из неё: 8,97 млрд (-24,3%)
- Чёрные металлы: 24,48 млрд (-15,2%)
- Алюминий: 9,17 млрд (+7%)
На основе только этих цифр можно
понять, что основной вклад в рекордный профицит торгового баланса
внесли углеводороды. По газу, к слову, статистика не раскрыта.
Вроде бы, необходимо воспринять данные цифры с оптимизмом. Пусть
Россия получила деньги от экспорта природных ресурсов, однако
деньгами от этого они быть не перестают. И, при грамотном
инвестировании в несырьевые проекты реального сектора, можно
получить хороший результат его развития. Деньги, как видим, вроде
бы имеются.
Однако здесь мы подходим к иной статистике. А, именно, к
оттоку капитала. И здесь, увы, цифры порадовать не
могут.
Ещё в начале марта Центробанк опубликовал соответствующие данные. Отток капитала из страны стал рекордными и составил 217 млрд долларов. Эту сумму можно смело вычесть из профицита внешней торговли в 332,33 млрд долларов. В итоге получаем только 115 млрд долларов чистой "прибыли".
Много ли это? Однозначно, нет. Особенно, если учитывать аномально высокие цены на нефть и газ, за что мы получили рекордные показатели экспорта. Это явно не те деньги, на которые можно было бы рассчитывать в том случае, если бы цифры оттока капитала не были столь ужасающими.
Возьмем в качестве примера 2019 год. Тогда профицит торгового баланса составил 177,2 млрд долларов, отток капитала - только 22,6 млрд. Таким образом, баланс был сведен в размере 154,6 млрд долларов.
Понятно, что помимо двух этих статей в платежном балансе имеется ещё ряд других. Однако главное - это именно торговый баланс и отток капитала.
Впрочем, было бы правильнее говорить не об оттоке капитала, а о недопритоке. В начале второго полугодия Центробанк и Минфин отменили обязательство по продаже валютной выручки экспортерами. Причем не только несырьевых, но и вообще всех. Более того, разрешили экспортерам оставлять выручку на счетах в зарубежных банках. Здесь я уже не говорю о тех рисках, которые могут постигнуть эти счета в результате очередной заморозки.
Понятно, что компании вряд ли будут держать массово деньги в долларах и евро в каком-нибудь Лондоне (хотя, уверен, отдельные прецеденты имеются). Но, даже если это дружественная юрисдикция, нашей экономике от этого фактически ничего не перепадает. Остается только надеяться, что когда-нибудь эти деньги (или их часть) вновь вернутся в Россию.
Поэтому в очередной раз получаем ситуацию, когда деньги у нас, вроде бы, имеются. Однако где они находятся и как используются - большой вопрос.
Уверен, что политика государства должна быть более решительной. И государство должно управлять денежными потоками в директивном порядке, не нарушая при этом права предприятий. Ситуация, когда экономика остро нуждается в инвестициях в несырьевые высокотехнологичные проекты, требует совершенно иного подхода.
Действительно, по сравнению с предыдущими годами он изменился. И правительство Мишустина делает то, что невозможно было представить ещё лет пять назад. Однако противодействие финансового блока, живущего по архаичным либеральным правилам, не позволяет достичь 100% результата.