рейтинг блогов

Живучесть капитализма: непотопляемое саморегулирование?

топ 100 блогов vamoisej10.03.2023 Теги: Пригожин

В классическом марксизме пролетарий - материалист. Это не только не вменяется ему в упрек, но даже и поощряется теоретиками КМЛ. Пролетарий - не Аввакум, он не за двоеперстие борется. Он недоволен отсутствием материальных благ. Из-за этого он поднимается на борьбу, стремясь из нищего стать обеспеченным.
А лучше – богатым. Логика кажется безупречной, но только на первый взгляд: быть нищим неприятно, быть обеспеченным хочется, кто будет спорить? Нищим перекрыт доступ к материальным благам – и они ломают барьеры на пути к своему обогащению… Терять им нечего, а приобретут они... Всё, короче! Неплохой стимул, приз в игре, правда? Да вот только не в командной игре... Всё - оно ведь только одному бывает. А если разделить на многих - будет уже не всё...
Именно так представляет дело классический марксизм. Нищие восстали и добились себе жилья, зарплат, прав, гарантий, всяких социальных программ и т.п. Так звучит их замысел.
После чего на деле можно смело поставить крест уныния, положить венок пессимизма и наложить штемпель «миссия невыполнима». Потому что в той картине, которую я выше нарисовал, капитализм неуязвим. Разумеется, не потому, что он обеспечит всех нуждающихся – этого он никогда не сделает, да ему и не нужно.
Но капитализм – это система с механизмом саморегулирования, доведённым до высшей степени эластичности, вполне способная через предохранительные клапаны выбросить угрожающее её котлу и мутному вареву давление.
Разумеется, саморегулированием обладали и рабовладение, и феодализм. Но там эта механика клапанов была ещё в зачаточном состоянии, недостаточно эластичной. Капитализм усовершенствовал её до пределов возможного совершенства.
Что имеется в виду под саморегулированием системы (предохранительным клапаном)? Если какой-то рабовладелец или феодал оказались слишком тупыми и слабыми, жалкими, ничтожными личностями, а кто-то из их рабов – слишком умным, хитрым, пронырливым и сильным волей, характером, качествами бойца, то раб оказывается господином, а господина (слишком тупого для господства) убивают или обращают в рабы.
Именно эту ротацию хищников-доминантов капитализм и довёл до совершенства, предельно упростив её в своих рамках.

Как только у капитализма выявляется сильный враг, которого по какой-то причине не получается сломать об колено – этого врага ВЫКУПАЮТ. Его берут в долю, кооптируют в высшую страту, предлагая «вместе этих лохов разводить».
Если у врага капитализма была материальная цель – недовольство своей нищетой, стремление вырваться из нищеты и второсортности к богатству и первым ролям, то цель достигнута и враг перестал быть врагом. Он – уже часть системы, которую сумел победить. Такой вот приз успешному борцу с системой: «мы не сумели тебя уничтожить – и у тебя есть право стать одним из нас».
Вопрос о материальной недостаточности, о нищете, толкнувшей личность к борьбе, таким образом, исчерпан. Ты был недоволен бедностью и бесправием? Ну вот, теперь ты богат и со всеми правами, чего тебе ещё нужно?
Так работает предохранительный клапан – делая капитализм живучим почти до бессмертия…
+++
Разумеется, это не отменяет того факта, что подавляющее большинство людей живут при капитализме очень плохо, очень страдают, причём не только материально (от нищеты), но и морально (от бесправия, от униженной второсортности).
Но капитализм – наверное, самый яркий пример – иллюстрация расхождения «хочу» и «могу». Если вы хотите показать школьникам, как трагично не совпадают желания и возможности – приведите им в пример капитализм!
+++
Есть те, кто может (имеет возможность) изменять реальность.
И есть те, кто не может этого сделать.
Тот, кто может изменить положение – не хочет этого. Ему при капитализме хорошо, потому что он управляет реальностью.
А тот, кто хочет изменить положение – не может этого. Если бы он мог – то изменил бы, и ему стало бы хорошо, и он расхотел бы перемен. Но именно потому, что ему стабильно плохо – доказывается то, что он ничего изменить не может.
А раз он ничего (доказанным образом) не в силах изменить – каких же перемен вы от него ждёте?! Из того, что он хочет – не вытекает ровным счётом ничего, кроме бесконечного потока его слёз. Ему плохо – он плачет. Больше у него ничего не получается. Вру, иногда ещё стонать получается, сыпать бессильными проклятиями, как писал Данте:
«Выкрикивали Господу проклятья,
Хулили род людской, и день, и час,
И край, и семя своего зачатья…»

Фишка в том, что всё это несчастные делают, потому что НЕ МОГУТ изменить реальность своими силами.

Если бы могли – то изменили бы, и уже не хулили бы всего перечисленного, а наслаждались бы повышенным комфортом, который капитализм (отдадим ему должное!) – предоставляет своим фаворитам вне конкуренции с иными системами.

Ни одна из организаций общества не может дать больше удобств и деликатесов своему фавориту, чем капитализм. Скажем, советские боссы тоже имели какие-то копеечные привилегии, но разве сравнишь?!

+++

И у нас получился грёбаный тупик. Те, кто хотят изменить невыносимую для них жизнь – не могут этого. А те, кто могут изменить – не хотят.

Это, чтобы вы лучше понимали, феномен мыши, кошки и человека. Мышь хотела бы уничтожить кошку – но не может этого сделать. А человек легко может уничтожить кошку – но ему зачем? Кошка ведь на человека не охотится… Наоборот, она любимец семьи.

У материалистов не может быть социалистической революции по той же причине, по какой её не может быть (и никогда не было) в мире животных.

Наивны те, кто думают, что животные не страдают и не угнетаемы. О, поверьте, такого ужаса, какому подвергаются зайцы в лесу или лошади в ярме – не знал и классический пролетарий на образцовой фабрике времён Ч. Диккенса!

Но у зайцев нет сил бороться с волками, а у волков нет желания бороться с волками. Потому что они сами волки! Чего тут непонятного?!

Если тебе нужны материальные блага – то ты их либо вышибаешь, либо не вышибаешь.

Если вышиб – вопрос закрыт. Они у тебя есть.

А если ты их много лет не можешь вышибить – это доказывает, что у тебя нет сил их вышибить. Тебе плохо, потому что ты не можешь изменить реальность, и ты не можешь её изменить по той же причине, по которой тебе плохо (тавтология получилась!).

Если бы ты мог изменить реальность, ты бы её прогнул под себя, и тебе стало бы хорошо, а раз так – зачем её дальше менять?! Дальше её менять, с точки зрения благополучного - только портить...

+++

Пока мы находимся в кругу материалистов, и говорим о материальных факторах (производительных силах, заработке, уровне жизни, и т.п.) – про социальную революцию можете забыть. Система идеально приспособлена как ломать слабых, так и выкупать тех, кого не смогла сломать. У неё двухуровневая защита, превращающая всякого сильного её врага – в её новую опору.

Когда мы говорим, что положение рабов-материалистов безнадёжно – это не значит, что у них не могут поменяться хозяева. Нет, хозяева могут поменяться, и даже неоднократно! Но только рабы (слабые) как были рабами, так и останутся.

Если вы вышибаете себе материальные блага, а некий великий волшебник заговорил вас от буржуйской пули, то в вас стрельнут раз, другой, третий, устанут пытаться вас убить – и дадут-таки вам заветные материальные блага.

И что дальше? Ну, вы перестали быть рабом – стали хозяином. Те, кто до вас стали хозяевами – тоже ведь сделали это в кровавой борьбе с «режЫмом», который они, когда были внизу, поверьте, ненавидели так же сильно.

В том и трагедия материализма (материальной мотивации) что в нём победить класс угнетателей - это значит оказаться в составе класса угнетателей. Тебя туда (к кормушке) не пускали. А ты победил - и прошёл...

Там другого-то приза нет, там материальные блага на кону - и вот, ты их выдрал у судьбы с мясом и кровью...

Кто не может победить дракона – тот и не может его победить (тавтология – предельная истина).

А кто может победить дракона – сам становится драконом. Системой предусмотрена возможность столкновения с сильным противником, и она к ней готова.

+++

Для того, чтобы решить вопрос о социальном прогрессе, о реальной помощи страждущим, униженным и оскорблённым, сирым и убогим – мы должны уйти из замкнутого круга материализма. Нельзя решить вопрос о социальном прогрессе, если тебе изначально нужны только жратва и шмотки! Ты либо погибнешь в борьбе за них (99% случаев), либо обретёшь их (1%) – и… всё! Чего хотел – того добился. Чего домогался – то получил. Зарплата у тебя маленькая была? Ну, вот тебе большая! Квартирка тесная? Ну, вот тебе трёхэтажный особняк… Чего тебе ещё, собака, надо?!

Для того, чтобы осуществить социальный прогресс – нужен человек верующий, идеалист. Такой, который за абстрактную идею радеет, а не за кусок пожирнее. А если так – то выкуп не сработает.

Человеку приспичило реализовать какую-то абстракцию (я нарочито грубо говорю, чтобы было понятнее). К своему личному (материальному) положению он равнодушен. Он в революцию пришёл не за квартирой и не за зарплатой, и не по иным материальным мотивам.

+++

Человек такого склада – может быть ОДНОВРЕМЕННО и сильным, и широким. Это когда, с одной стороны, он обладает возможностью менять реальность, ломать жизнь об колено. А с другой – делает это не ради материального комфорта своей задницы, а ради чего-то другого.

-Хочу, говорит, чтобы все бездомные бесплатно квартиры получали, как в Советском Союзе! И баста! Хочу – и силу имею настоять на своём желании, воле моей не препятствуй!

Ему отвечают:

-Слушай, ты задолбал, с тобой воевать – себе дороже, назови себе цену! Давай мы тебе пять квартир дадим, десять, целую девятиэтажку дадим – только перестань безобразничать!

А он опять за своё: фанатик ведь! Хочу – грит – вот это, а ничего другого не хочу! Блага мне материальные суёте?! Да плевать я хотел на ваши блага! Мне они нафиг не нужны, у меня своя цель в жизни!

Если хотите понять, почему у Сталина получилось, а у Брежнева нет – вот вам ответ. У Сталина были фанатики. А у Брежнева – приспособленцы. Как только перевелись взятые взаймы у Православия фанатики – система в режиме материализма и атеизма стремительно стала реставрировать капитализм из… самой себя!

Классический марксизм думает, что вначале люди захватывают (узурпируют) средства производства – и только после этого становятся капиталистами. Но у такого марксизма во всём телега впереди лошади.

Капиталистом человек становится сперва в голове. Может быть, ещё два десятилетия отделают его от заветной приватизации материальных активов, может, частной собственности нет ещё и в помине – а в головах у людей уже капитализм в чистом виде. Им осталось только друг друга перестать бояться и поговорить по душам.

Где-нибудь в бане, на полке, с глазу на глаз:

-Иван Иванович, а ты хотел бы стать буржуем?

-Хотел бы…

-Вот и я хочу… Если мы с тобой начальство – кто нам мешает это сделать?!

+++

Капитализм, делая жизнь большинства людей кошмаром – тем не менее, рождается из тяги людей к удобству и процветанию. И тут нет никакого парадокса для тех, кто учил в школе зоологию.

Комфорт волка – это съеденные зайцы. Плохо зайцам – хорошо волку. А если зайцам получше стало? Значит, волку похуже… Поранил лапку, бегать не может, так и с голодухи околеть может…

Каждый из нас хочет безупречного сервиса. Но далеко не каждый задумывается, что самый безупречный сервис создаётся самыми забитыми и запуганными рабами. Чем меньше человек от нас зависим, чем меньше он нас боится – тем выше шанс, что он нам нагрубит, не ахти как обслужит, и т.п.

Когда идёт максимизация комфорта потребителя (человека с деньгами) – обратной стороной этого процесса является «всеми интересами производителя можно пренебречь». Впрочем, и наоборот.

В итоге люди создают рабство. Не потому, что они хотят создать рабство – а потому, что хотят себе «как удобнее». И вот им всё удобнее, и удобнее, и даже дешевле! А тому, кто им это обеспечивает – всё тяжелее, и заработки меньше…

Зоологическая матрица раскалывается на тех, кто может изменить мир – и меняет его под себя, и тех, кто не в силах изменить мир – и вынужден мучится в мире, сколоченном на чужую колодку. Бессильные – бессильны, а сильные – глухи. Перемен нет. А если и есть – то верхушечные: подкрался хитрый раб и съел глупого господина. У рабов новый господин – как правило, хуже предыдущего (новый кровопийца голодный, а старый был уже пресыщенный).

Материализм обречён уйти в эту безысходность – и в ней застрять безнадёжно.

Выхода там нет: сильный не чует тягот, а слабый чует тяготы, порой невыносимые, но его голос ничего не значит.

Для социального прогресса (который в реальной истории всегда обеспечивался только религией или заменяющей религию квазирелигиозной идеологией) нужны гибриды: такие, у которых жажда справедливости вызвана не личной обделённостью (таковую и выправят лично, индивидуально), а неким вероисповедным принципом. Кто не для себя – а именно для всех добивается справедливости, и при этом достаточно силён, чтобы всё изменить.

Кто умеет не только плакать.

Но, например, и кувалдой головы проламывать – когда нужно.

Однако и невооружённым взглядом видно, и очевидно, что ЕГО МОТИВАЦИЯ – НЕ МАТЕРИАЛЬНА!

Если вы думаете, что создатель ЧВК «Вагнер» вступил в борьбу с силами мирового зла, потому что страдал от проблем аутентичного пролетария (мёрз, недоедал, на машину денег не было, жить негде и т.п.) – то это просто смешно!

Я более чем уверен, что со всеми материальными вопросами у создателя ЧВК «Вагнер» всё было в полном ажуре.

Как и у его шефа. Который мог бы в 2008 году, отсидев президентом два срока, уйти нахрен, и купаться в роскоши наивысшей из доступных людям пробы. Вы хотите сказать, что у Пригожина и Путина были материальные проблемы, их угнетали, недоплачивая, и квартиры им не давали? И вот они воздвигли баррикаду против мирового сатанизма – чтобы им сократили рабочий день?!

Как говорят либералы – «это другое».

Это вера.

Фанатизм.

Можно их разделять или не разделять, считать изуверскими, обзывать мракобесием, сектантством – всё это делать можно.

Но нельзя вывести борьбу Пригожина или Путина из материальной недостаточности, из низких заработков и тяжёлых условий труда, откуда Маркс пытался выудить баррикады революции!

+++

Пока есть на свете люди, одновременно и сильные, и широкие – у страждущих и обременённых есть надежда на лучшую жизнь. Не гарантия, подчёркиваю, но надежда.

Если же останутся одни материалисты – то «оставь надежду, всяк, сюда входящий». Там включается зоологическая регуляция, «естественный отбор», там можно из жертвы выйти в палачи (если очень повезёт), но ни из жертвы, ни из палача нельзя там выйти в Освободители.

Там, в материализме и атеизме – капитал на своём поле, как рыба в воде, и там он максимально в себе уверен. И там его ничто не своротит: слабых он там всегда поломает, надо будет – языки отрежет, чтобы не ныли. А сильных (ежели такие случатся) – кооптирует в себя.

Всего и делов-то…

А вы как думали?!

Николай Выхин, команда ЭиМ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Именно так хочет одеваться в школу подрастающее поколение. youtu.be А вы бы отпустили дочку в таком виде в ...
В нашем эфире новая рубрика «Мастер-класс». Обещала же? Обещала! Ну вот, выполняю. А то нынче каждого интернет-пользователя плотным кольцом окружают гуру, коучи и прочие носители истины, у которых истина в организме не держится и изливается бурным потоком как на сознательно ...
Друзья  разработали гуманитарную Платформу правовой помощи вынужденным переселенцам и жителям новых территорий. Запустили тестовый режим, если вам необходима такая помощь,  пишите https://t.me/gumplabot . На первом этапе планируется анализ и выявление системных и массовых проблем, ...
Американский еженедельник Globe в номере, датированном 27 марта, публикует фото цилиндрического объекта над Багдадом, из серии снимков сделанных пентагоновским дроном неизвестно когда. Курорт "Хард-рок", Майянская ривьера, Мексика 27 февраля 2023. Запуск корабля Falcon 9 со ...
Куда сейчас выгодно ездить, учитывая сильно изменившийся курс рубля? Упал ли где-то курс национальной валюты к доллару так же, как в России? У меня получилось нагуглить Туркмению, но туда сложно получить визу. Что еще может быть - Иран, Узбекистан?... ...
  • LeraNosyk : RT @MirovichMedia: Просто умора) 8 марта: «Мир ещё не сталкивался с хорошо подготовленной российской армией» — Пригожин. 9 марта: Пригожин…

  • IbW7Uws1c6B026A : RT @wgamzatov: Вербовочные пункты ЧВК Вагнера открылись в 42 городах РФ - Пригожин: «Туда идут новые бойцы, которые пойдут с нами плечом к…

  • VerbLatin : @DobryjKacok Пригожин завидует Зеленскому

  • wgamzatov : Вербовочные пункты ЧВК Вагнера открылись в 42 городах РФ - Пригожин: «Туда идут новые бойцы, которые пойдут с нами… https://t.co/BSsXFCnYtZ

  • GS9imGvOlH3hztM : RT @Elena150204: Были военкоматы, будут и Вагнероматы! В 42 российских городах открылись центры по набору в ЧВК «Вагнер» «Туда идут новые…