Рекордные расходы Минфина РФ в октябре
spydell — 08.11.2023Рекордные расходы федерального бюджета РФ в октябре (2.9 трлн руб) были сбалансированы рекордными доходами (3.4 трлн), что позволило вывести бюджет в профицит на 463 млрд.
За январь-октябрь доходы федерального бюджета составили 23.1 трлн руб, что на 4.4% выше прошлого года и на 13.1% выше 2021 за аналогичный период времени, где:
• Нефтегазовые доходы – 7.2 трлн или минус 26.3% г/г и минус 1.1% к 2021, а за октябрь 1.6 трлн – плюс 27.6% г/г и плюс 47.6% к 2021.
• Ненефтегазовые доходы – 15.9 трлн руб, что на 28.7% выше 2022 и на 21% выше 2021. Накопленная инфляция за два года составила 20.5%, т.е. в реальном выражении за два года изменение нефтегазовых доходов в пределах нуля. За октябрь существенный рост на 55.4% г/г и плюс 24.1% к 2021 (чуть выше инфляции).
• Расходы – 24.3 трлн руб, что на 11.7% выше прошлого года и на 34.2% выше 2021, а в реальном выражении рост составляет 11.5% за два года. Расходы в октябре резко выросли на 29.4% г/г и плюс 58.5% в сравнении с 2021.
• Баланс бюджета – дефицит 1.2 трлн руб по сравнению с
профицитом 0.35 трлн в 2022 и профицитом 2.3 трлн в 2021.
Накопленный дефицит за 12 месяцев (ноябрь 2022-октябрь 2023)
составляет 4.9 трлн vs дефицита 1.4 трлн годом ранее и дефицита 0.1
трлн в 2021.
Максимальный в истории годовой дефицит был в мае 2023 (8 трлн
руб) и все шло к 10 трлн по итогам года, но с июня Минфин резко
развернул бюджетную политику и начал «жестко экономить», пытаясь
уместиться в изначальный план по бюджетной росписи. С июля по
сентябрь расходы бюджета упали на 8% г/г и лишь на 11% выше 2021 –
это с учетом военных расходов и возросших социальных
расходов.
Хотя в январе-феврале 2023 было проавансировано около 2 трлн, в середине 2023 было понятно, что «рассыпается» план расходов в 29 трлн, учитывая существующие экономические и геополитические реалии. Новый план – 32.5 трлн, что ближе к реальности.
Резкий рост расходов в октябре привел к тому, что с июня по
октября 2023 удалось вывести расходы в плюс 1.4% г/г и плюс 24.2% к
2021.
Минфин России заложил 32.55 трлн руб
расходов по итогам 2023, что выше первоначального плана на 3.5 трлн
(29 трлн согласно ФЗ №466).
Фактические доходы в 2023 будут выше плановых доходов в 26.1 трлн руб, но насколько выше? За 10 месяцев уже собрали 23.1 трлн. В ноябре-декабре ожидается около 1.6 трлн нефтегазовых доходов при актуальных ценах на нефть и курсе рубля ниже 95 руб/долл.
Еще около 3.8 трлн руб всех прочих ненефтегазовых доходов
(актуально, если в следующие 1.5 месяца не будет внезапного и
мощного экономического или геополитического шока). Совокупные 28.5
трлн руб доходов по итогам 2023 vs 27.8 трлн в 2022 и 25.3 трлн в
2021 – вполне реалистичная оценка.
В этом сценарии нефтегазовые доходы по итогам 2023 будут 8.8 трлн руб vs 11.6 трлн в 2022 и 9.1 трлн в 2021. Ненефтегазовые доходы – 19.7 трлн руб в 2023 vs 16.2 трлн в 2022 и 2021.
Если Минфин выведет расходы к 32.5 трлн руб по итогам 2023, в ноябре-декабре будет потрачено 8.2 трлн руб по сравнению с 9.33 трлн в 2022 (минус 12% г/г) и 6.63 трлн в 2021 (+23% за два года, что сопоставимо с инфляцией). Для сравнения, годовые расходы в 2022 – 31.1 трлн, а в 2021 – 24.8 трлн.
Минфин дал по тормозам с расходами в июне и начал экономить с июля, хотя в октябре был неожиданный «выброс» расходов на 29.4% г/г. В целом, при указанном сценарии расходы во втором полугодии 2023 будут 17.6 трлн vs 18.6 трлн (минус 5.3% г/г) в 2022 и 14.3 трлн в 2021 (+23% за два года, что сопоставимо с инфляцией).
Таким образом, дефицит бюджета в 2023 стремится к 4 трлн руб vs дефицита 3.3 трлн в 2022 и профицита 0.5 трлн в 2021.
При потенциальных расходах 32.5 трлн, учитывая раздутый военный бюджет, фискальная политика умеренно жесткая. Ограничения госрасходов с июня-июля привели к остановке роста ВВП м/м с исключением сезонного фактора (промышленность стагнирует 4 месяца с июня).
Экономику держит ВПК, строительство и потребительский спрос, но по последним двум будет реализована негативная тенденция с начала 2024 из-за ужесточения ДКП.
|
</> |