Речицы. Дом Салтыкова

топ 100 блогов glukovarenik27.04.2023

Сегодня хочу рассказать об одном доме в селе Речицы. Причем это не исторический деревенский дом, он был перевезён сюда после войны и теперь посвящён памяти человека, который это сделал. И фактически возродил гжельский промысел.

Речицы. Дом Салтыкова
Речицы. Дом Салтыкова

Александр Салтыков — уникальная личность и как жалко, что о нём, конечно, знают все, кто имеет отношения к Гжели, но это очень мало!

Речицы. Дом Салтыкова

Этот дом он перевёз из Москвы с Нижней Масловки, где находились бывшие Абрамцевские мастерские. Когда-то в нём жили керамисты и рабочие этих мастерских. Абрамцевские мастерские построили в 1908 году, Можно предположить, что дому уже больше 110 лет. 

Кстати, дом сильно отличается от местных построек. Современные крыльцо и наличники – это гжельская «доделка», на Нижней Масловке вообще не было наличников. Как говорят специалисты, размеры окон и самого сруба московские, в Гжели так не строили.

Речицы. Дом Салтыкова

Обратите внимание на это фото. Дом имеет исторический фундамент в самом буквальном смысле :) Салтыков поставил его на огромную плиту толщиной восемьдесят сантиметров, которая находится на глубине примерно одного метра. Уже на этой плите стоят фундаментные столбы, на которых лежит сруб. Плита – это обожженный черепок размером примерно семнадцать метров. Она служила когда-то основанием горна цеха обжига завода Фортальновых. Это был самый большой горн, который встречался в Гжели.

Речицы. Дом Салтыкова

Семья Фортальновых — одна из самых знаменитых «гжельских» фамилий. Они занимались разной керамикой — фарфором, майоликой, были и гончары. «Первые упоминания об их семье, как о промышленниках, относится к 1840-м годам. Уже тогда они владели здесь небольшим заводом. Это была одна из наиболее зажиточных семей, потому что у них был отдельный двухэтажный цех росписи, цех обжига с огромным горном, а через дорогу, где сейчас пустое место за забором, стоял одноэтажный кирпичный производственный цех, где делали формы, мешали массу. Завод состоял из трех цехов, был достаточно крупным. В 1918 году это предприятие национализировали. О судьбе младшего брата Александра Фортальнова после 1917 года упоминаний нет. О старшем брате Алексее известно, что он в 1918 году ценой своей жизни спас семью. Его жене с четырьмя маленькими детьми удалось бежать и скрыться от расправы. Завод они отдали властям добровольно» Ссылка

Речицы. Дом Салтыкова

Про Фортальновых можно почитать в  «сенях» дома. Здесь про Гжель вообще

Речицы. Дом Салтыкова
Речицы. Дом Салтыкова

Аптекарские банки — очень нужная и дорогая вещь. Были в каждом доме и в них хранили вообще всё. Фарфор — идеальная посуда для хранения косметики, тем более в эпоху отсутствия холодильников :)

Речицы. Дом Салтыкова

А в самом доме рассказывают про Александра Салтыкова

Речицы. Дом Салтыкова

У него уникальная, и в то же время, совершенно обычная биография русского человека ХХ века.

Речицы. Дом Салтыкова

Родился он в 1900 году и конечно, этого самого ХХ века хлебнул по полной. 

Речицы. Дом Салтыкова

Арестовывался несколько раз, из-за этого не смог вернуться в родную Москву

Речицы. Дом Салтыкова
Речицы. Дом Салтыкова

После ссылки «друзья посоветовали ему поехать в Гжель, где в то время требовался художественный руководитель для поднятия керамического промысла. А.Б. Салтыков был высокообразованным человеком и прекрасным организатором. Здесь была артель «Всекохудожник», размещавшаяся на базе старого кирпичного цеха бывшего завода Фортальновых. Десять-пятнадцать человек лепили и расписывали масляными красками игрушки и детские поделки. Все это делалось на низком художественном уровне, потому что старые гжельские мастера были разогнаны после революции. Промысел был в упадке, а для сельского хозяйства земли здесь не пригодны, поэтому люди фактически голодали. Надо было поднимать керамическую промышленность.

Когда Салтыков приехал в Гжель, в первую очередь, собрал коллектив и создал технологическую цепочку, потому что многие здесь уже не знали как и что делать. Он привез из абрамцевской мастерской формы Врубеля, и до войны в Гжели несколько лет выпускались «Царь Берендей», «Похищение Европы», маски. Салтыков пригласил художников, но, к сожалению, архивов не сохранилось, поэтому мы незнаем, кого конкретно. На изделиях до войны писалось или «Всекохудожник» или «село Речицы». Салтыков также привез в Гжель заказы для оформления павильонов ВДНХ, а с 1936 года – для московского метро. Все первые станции метро, где использовалась керамика, делались на этом заводе. Если до войны в Гжели керамикой занималось не больше пятнадцати человек, то после приезда Салтыкова насчитывалось уже двести человек только работников завода. Кроме того, многие торговали, подвозили материал, обслуживали фабрику. «Всекохудожник» считался к тому времени самым крупным предприятием Гжели.

Эта упоротая белка Варвару поразила почему-то, она не могла от неё оторваться :)
Эта упоротая белка Варвару поразила почему-то, она не могла от неё оторваться :)

Здесь еще один музей Гжели :) Не самое «показательное», синего цвета, как видим, тут не много.

Речицы. Дом Салтыкова
Речицы. Дом Салтыкова

Такое вот современное, очень интересное

Речицы. Дом Салтыкова
Речицы. Дом Салтыкова

Коть :)

Речицы. Дом Салтыкова

еще коть-коть

Речицы. Дом Салтыкова

у этого фарфора есть же какое-то специальное название. Только я забыла :(

Речицы. Дом Салтыкова
Речицы. Дом Салтыкова

С котами там всё в порядке :)

Речицы. Дом Салтыкова
Речицы. Дом Салтыкова
Речицы. Дом Салтыкова

Кому мы обязаны, что можем видеть этот дом и побывать там? В 2016 году московские художники Сергей Владимирович Исаев и Вера Михайловна Шимбирева выкупили дом, вложили в ремонт деньги от продажи московской квартиры и создали экспозицию, посвященную забытой фигуре искусствоведа А.Б. Салтыкова.

– Расскажите, когда вы приобрели «Дом Салтыкова»?

– Мы купили его в 2016 году. К нам он попал в плохом состоянии. Постарались насколько возможно сохранить в прежнем виде фасадную часть. Недостающие элементы восстановили по сохранившимся деталям. Раньше это было общежитие для художников керамического завода с общей кухней и небольшими комнатами.

Речицы. Дом Салтыкова

– До какого времени дом функционировал как общежитие?

– Общежитие закрыли в 2014 году. Где-то в 2006 году здесь еще жили художники. Раньше дом принадлежал Московскому союзу художников. Из Москвы приезжали художники и керамисты, останавливались на разный срок: кто на ночь, кто на месяц, кто жил годами. Работая над оформлением палеонтологического музея, здесь несколько лет жил Белашов (!!! я теперь очень хочу в музей, чтобы рассмотреть как следует это грандиозное панно).

Еще про семью Фортальновых

Все посты про экскурсию в Гжель 8 апреля

#всемвесна 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В каждый тур я  хочу пригласить по три человека с подписчиков 1000+ По итогам с Вас пост и мы очень хотим, чтобы были публикации в инстаграмм)) Вас ждет Страусиная ферма, Хаски ленд, Новый Иерусалим, завод елочной игрушки и музей усадьба Чайковского! Подробности ниже! Ваши ответы ну ...
Поехали на горбушку ... продавцы говорили:- берите холодильник, цвета беж мне кажется бытовая, как и сантехника должны быть белого цвета поменял- Устюгов сказал- "Шило на мыло". Так было... "Toshiba" И так стало...  "Hitachi" ...
От трех поколений моей семьи и меня лично в центре. За добрые и хорошие поздравления.:) Мне было невыразимо приятно начинать с них день,ими продолжать и закончить день под них. Еще и поэтому я пережила эту трагическую,не имеющую ко мне отношения дату свой День Рождения в состоянии ...
Это мерзавец играет и играет на балалайке, а кто будет водку отбирать у бойцов? ...
В Неаполе был всего полтора часа, но успело сложиться плохое впечатление о городе, т.к. везде мусор и грязь и непонятные личности. Был в районе вокзала и ходил в районе + ужинал в пиццерии. Можно посмотреть и понять, а стоит ли туда ехать? 1. Широченный пешеходный переход и городские авто ...