Рецензия на трилогию о будущем

топ 100 блогов blau_kraehe12.01.2022 Тут Хайфиш опубликовал рецензию. Надо сказать, он ее сильно сократил, в первоначальном варианте там про каждую книгу была целая отдельная книга.

https://vk.com/wall-192057304_8782

Это еще только первая часть, литературная.

Вот что я могу сказать по этому поводу. Читатели очень странные люди И странно не то, что у них разные мнения - это как раз совершенно нормально. Странно то, что в литературе каждый такой же эксперт, как и в политике, вирусологии и всем остальном.

Например, Хайфиш пишет:

Постапокалиптическая «Перезагрузка» – вторая по времени написания и первая по хронологии книга трилогии – лично мне показалась наиболее сильной частью, и, судя по отзывам, не только мне."

Тут претензий нет: показалась - и показалась. И действительно, были и другие подобные отзывы. Но вот внезапно на Литмаркете какой-то читатель пишет так:
"Перезагрузка" - самая слабенькая часть трилогии, остальные книги гораздо лучше. Такое впечатление, что первая книга - как школьное сочинение, а остальные уже произведения маститого автора.
(хотела точно процитировать, но похоже, он это удалил).

Вот ведь понимаете, человек ведь не пишет "мне больше понравились две последние книги". Нет, он сразу припечатывает: "слабенькая" и "школьное сочинение". Потому что он эксперт высшей пробы и может стопроцентно оценить любое произведение.

И так рассуждают все критики. Собственно, и Хайфиш не в этом месте, но во всей остальной реце грешит абсолютно тем же самым - абсолютными суждениями. Не с позиции читателя, но сразу - Критика.

Причем многие претензии непонятны.Как вкусовщина - да, ну не понравился тот или иной перс, то или иное описание. Это нормально. Но в целом... ну реально непонятно. Почему "лытдыбры"? Почему описание рабочего дня или пикника на полянке - это лытдыбр? Да, хочется, чтобы каждое предложение "работало на идею". Но ведь оно между нами говоря и работает. Оно работает не всегда на идею развития характера персонажа, но ведь у нас есть цель - показать общество будущего, в том числе и в деталях, и да, представьте себе, это важно, показать, что в том будущем киви "не запрещены по идеологическим соображениям". Или - это к ехидству про "приятный ансамбль" - что в архитектуре важна эстетика, даже если это обычные жилые многоэтажки, что там не будут строить раскритикованные "белые коробки".

Некоторые моменты, как мы выясняли в личной переписке, критик просто не понял - например, почему Станислав с Евой идут именно в ресторан - да чтобы показать, что Ева - пустой и поверхностный человек. Но я боюсь, что если взять каждую деталь, которая представляется "ненужным лытдыбром", то и там обнаружится такое же недопонимание. У нас что, сейчас существуют такие парки, который я описала в книге - тот самый, где был пикник? Или это неважно вообще, в каких декорациях люди будущего общаются? И описание там достаточно подробное.
Может быть, оно литературно плохое - но я этого лично не вижу, в чем, где, почему.
А может быть, оно просто не понравилось читателю, и это тоже нормально. Но ведь вот дальше он пишет:

Описаний внешней стороны общества победившего социализма и приближающегося коммунизма по существу нет, кроме самых незатейливых (например, Ли приезжает в Вологду – и мы читаем пару абзацев про непохожие друг на друга здания из современных материалов, складывающиеся в приятный глазу ансамбль, а ещё не забыты лавочки для пенсионеров). Это значит, что место действия не выступает как своеобразное действующее лицо, оно даже богатством жизни не наполнено, уж не говоря о какой-то особой атмосфере.

Так как же нет описаний? Не пойму. В "Холодной Зоне" помимо школы, описаны и все города, где побывала героиня - Ленинград, Вологда, Донецк. Подробно описано, например, кафе (с уточнениями о его экономическом статусе); квартира Ли и дом, в котором находится эта квартира; то же - с квартирой ее родственников, а уж Берлин описан, по-моему, так, что уже живее некуда, ведь город хорошо мне знаком, а по поводу фантастического памятника там герои еще и рассуждают, и сам памятник показан подробно. Может, просто описания недостаточно талантливые? Но нет, "описаний нет совсем".

А уж в "Рассвете" есть описания буквально всего, от космических пейзажей до уборной! Где же  их там нет?! Кстати говоря, я специально ездила в Краков, посвятила этому один из отпусков, чтобы более атмосферно описать заводской район, и даже съездила в этот отдаленный район и погуляла там. Зато описание соответствует тому, что можно увидеть в Кракове и сейчас (пусть там все и в будущем и несколько измененное). И вот после этого читать, что "нет описаний вообще", немного странно! Да, нет описаний на полстраницы, времена, когда я пространно расписывала какие-нибудь морские пейзажи с закатом на много предложений, давно прошли - в наше время так писать нельзя, современный читатель не выдержит.
Но это не значит, что их нет. Субъективно может быть, так кажется, не знаю. Но реца-то написана не субъективно.


А ведь читатель, берущий в руки книгу, всё же хочет читать именно художественное произведение, а не очередную нашу интернет-дискуссию.//

Спорный вопрос. Я прекрасно сознаю, что там много публицистики и много отсылок как раз к "интернет-дискуссиям", но думается, для современного читателя это скорее перчик - узнаваемость, ответы на конкретные вопросы, заданные в моем же блоге. Да, такого "не должно быть" в литературном произведении... а кто, простите, навеки и для всего человечества закрепил такой великий закон: что должно быть, а чего быть не должно?

Или вот о второстепенных персонажах - "Люди-декорации", "не прописанные вообще никак". Ну не знаю! Например, Ева - второстепенный персонаж, о котором мы знаем вообще все, от профессии ее родителей, до внешности, тайных побуждений и скрытых интересов. Что там "не прописано вообще никак"? Вот не понравился автору рецы Илья, и он возмущается - а зачем я рассказываю, что Илья любит рыбалку, и какая у него семья! Это не нужно! Ну так нужно или не нужно рассказывать о второстепенных персонажах? Я запуталась! Мне казалось, что нужно, Илья - это типичный человек общества будущего, типичный хороший человек, увлеченный профессионал, общественник, свободное время тоже проводит с толком; там у меня действительно много людей, скажем так, далеко не лучших - нужны же и какие-то противовесы.

При этом другой человек, достаточно авторитетный для меня, как раз наоборот - хвалил, что именно второстепенные персы получаются у меня очень яркими, их не перепутать друг с другом. Ну так где истина-то?

Собственно, это проблема большинства читателей. Причем особенно, простите за сексизм, мужчин. Женщины чаще всего пишут что-то вроде: понравилось вот это, не понравилось вот это, мне кажется, вот это могло быть так, а почему так мало того-то, мне вообще не понравилось...
Мужчины же (притом что  Хайфиш занимает совершенно, на редкость правильную позицию в женском вопросе - но это уже подсознание!) могут, видимо, писать только в безапелляционном стиле: "картонные персонажи", "слабенькое произведение", "нет того, нет сего" и так далее.
Ну конечно, профессиональные критики и должны писать примерно так, претендуя на объективность и как бы подход с общекультурных позиций. Но все мужчины-читатели пишут как профессиональные критики - неважно, являются они таковыми или нет.

Скажу честно, лет 15 назад я бы прямо расстроилась от такой рецензии. Мне кажется, прочитав ее, вряд ли кто-то захочет читать произведение - ну а кому хочется связываться со "слабеньким романом с картонными персонажами"? Сильные же стороны отмечены лишь мимоходом.

Но сейчас я не расстраиваюсь, потому что давно поняла, что совершенствоваться, обращая внимание на подобные читательские мнения - невозможно. Может быть, они имеют смысл, и там мне что-то надо действительно изменить в этом плане. А может быть, это чистая вкусовщина, или глас неких тараканов в голове. Обращать внимание стоит на мнение профессионального хорошего редактора или критика, которому вы лично доверяете. Таких, к сожалению, мало.

В целом я, конечно, благодарна за рецензию, все-таки человек потратил много времени, подробно все прочитал, изучил, значит, книги того стоят. Ну и отрицательный пиар - тоже пиар :)

Книжки, напоминаю, лежат здесь (кроме Холодной Зоны, она в обычных магазинах). У кого денег нет или сложно платить, пишите на мейл, вышлю.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я попробовал, почувствовал небывалый прилив сил, в кошельке .откуда то появились 5 тыщ рублей (рублей там сроду не было , только евры), к сожалению, почему то ельцынских.  В общем — одобряю!  Православные активисты предложили патриарху Кириллу канонизировать Анатолия ...
Куда Путин двинется дальше? В разгар действия минских мирных договоров, путинские войска захватили Дебальцево. Каков дальнейший шаг? Куда пойдёт Путин завтра? Очевидно же, что стоять на месте он не будет. Его тактика действий маленькими постоянными шагами действует. Оккупированная т ...
С интересом узнала, что мужчин, которые считают отдельное свое жилье необходимым для вступления в брак, меньше, чем женщин, которые хотели бы жить семьей отдельно, а не на чужой территории. Квартирный вопрос, конечно, испортил всех, но женщин он почему-то испортил особенно сильно. ...
Это просто картинка. По-моему, она должна вам понравиться :-) Кстати, почему у нас столики называют "журнальными", а по-английски "coffee table"? Актуальность не теряет техника "терраццо": Деревянные журнальные столики: Комплекты: Причем, не обязательно одной ...
То, что сюрпризы из «кладовой ума» министра образования господина Фурсенко вываливаются в общество с завидным постоянством, мы уже начинаем привыкать. Не успели стихнуть скандалы вокруг ЕГЭ , как на поверхность всплыла еще одна проблема – ...