Рецензия на фильм "Лобстер" (The Lobster) 2015
s3tr0n — 04.02.2021Своё знакомство с творчеством греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса я начал с крайне специфичного "Убийства священного оленя", а продолжил оскароносной "Фавориткой". И только недавно добрался до его режиссёрского англоязычного дебюта про людей в странном мире правил. Посмотрим, что же он из себя представляет.
Дэвида бросила девушка. Теперь он отправляется в особый отель, где при заселении ему задают уйму интимных вопросов, а дальше заселяют в комнату и предоставят 45 дней, чтобы он нашёл себе пару. Если этого не произойдёт, Дэвида превратят в выбранное им животное и отпустят на волю. Дэвид решил, что хочет стать лобстером, но чем меньше у него остаётся времени, тем больше он понимает, что подходящей пары на горизонте не предвидится, а превращаться в животное он не хочет.
Фильм выглядит поначалу очень таинственным и загадочным. Мы-то не понимаем правил этого мира, а вот Дэвид понимает их более чем хорошо, но не спешит делиться со зрителем своими знаниями, а покорно выполняет все инструкции и предписания. Руководство отеля пытается пристально контролировать эмоции обитателей, а странные развлечения не раз, и не два заставят зрителя удивлённо повести бровью. Обитатели отеля регулярно совершают вылазки в лес и отстреливают беглецов транквилизаторами - чем больше беглецов поймаешь, тем дольше можно остаться в отеле. В общем зале устраивают лекции на тему почему опасно быть одному, а танцы настолько депрессивны, что тянет повесится.
Не становится легче, когда Дэвид сбегает в лес, где живёт сборище одиночек. У них есть свой лидер, которая тщательно следит, чтобы соблюдались правила для одиночек. Однозначный фаворит - совместные одиночные танцы - более завораживающего зрелища сложно представить.
Йоргос Лантимос намеренно дозирует информацию о мире, а многие аспекты так и остаются нераскрытыми. В глубине души "Лобстер" рассказывает историю реального мира, в котором правила поведения доведены до абсурда, но вместо того, чтобы веселить и смешить, происходящее заставляет задуматься об окружающей действительности. Фильм держит в напряжении до самого финала и дальше, заканчиваясь на мрачно-позитивной ноте без чёткой линии горизонта. А пока идут титры, есть прекрасный шанс осмыслить просмотренное, и вот на что меня навела бурлящая мысль.
Режиссер создал метафору на окружающий мир, где каждое понятие, действие или явление имеет реальный прототип. Жизнь в отеле - это отведённый человеку жизненный срок, за который он должен определиться со своим местом в этом мире. Правила и инстинкты диктуют ему плодиться и размножаться, но истинный партнёр может и не встретиться за отведённый период времени. После этого человек становится одиночкой - стареющим и дряхлеющим существом, обитающем среди подобных ему, однако и тут, говорит режиссёр, есть шанс обрести своё счастье в отношениях. Вот только в этом случае подобные отношения уже не будут котироваться окружающими, как нормальные.
В этом ключе превращение в животное становится не столько наказанием, или аллюзией на реинкарнацию, но началом новой, другой жизни для человека. Вспомните открывающую сцену, где женщина стреляет в лошадь. Это ведь ничто иное как ревность к бывшему, который начал новую, другую жизнь с какой-то кобылой.
Интересно, что фильм сопровождается закадровым текстом, который читается Рейчел Вайс, а её персонаж появляется в сюжете только во второй половине фильма. Но тут важен не сам процесс чтения закадрового текста, сколько его тон. Если прислушаться, можно обратить внимание на чрезмерную монотонность и отсутствие эмоционального подтекста или нюансов в голосе. То есть задолго до возникновения "любовной линии" для главного героя приходит понимание, что этот мир, как жуткая утопия, лишён эмоций, а всё взаимодействие между полами ограничивается чисто механическим контактом.
Ещё одна тема, поднимаемая режиссёром, это зависимость человека от необходимости в какой-либо системе. Хаос губителен для личности, поэтому свод законов, правил и рекомендаций оказывается критически важен для существования человека. Не удивительно, что демонстрируемый тоталитарный правительственный институт, контролирующий людей до такой степени, что размываются понятия эмоций, оказывается чуть ли не единственным возможным исходом. Однако, если же человек настолько нуждается в привязке к своду правил, не теряет ли он тогда свою индивидуальность?
Уже в этом фильме режиссёр собрал команду своих любимых актёров, которых и после "Лобстера" часто приглашал в свои фильмы. Тут и Колин Фаррел, и Рейчел Вайс, и Оливия Колман. И каждый из них более чем органичен в своей роли.
Колин Фаррел в образе Дэвида завораживает своим образом оторванного от реальности, подавленного, покорного обитателя этого специфического отеля. На его лице не мелькнёт ни тени самосохранения - он уже смирился с тем, что превратится в животное. Этакая комбинация лени и безразличия к собственной судьбе. Зато именно в таком сочетании он способен вызвать эмоциональный отклик с этой стороны экрана - ведь он такой же, как все мы.
Леа Сейду сыграла свирепого лидера одиночек, чей равнодушно-светлый взгляд и жуткая принципиальность в следовании правилам пугает похлеще, чем пассивность главного героя. В её глазах свобода одиночек непрекословна и необсуждаема, а любое нарушение правил карается.
Рейчел Вайс играет близорукую девушку. С момента, как она появляется в сюжете, жизнь Дэвида обретает смысл и какую-то цель, однако существующие ограничения не позволяют им быть вместе. Тем не менее они находят способ общаться, оставаясь одиночками в лагере одиночек.
Фильм захватывает сразу несколько уровней восприятия и на каждом из них происходит нечто своё. Он смешной, жестокий, комплексный, многогранный и открытый к интерпретациям. Он даёт пищу для размышлений и радует богатством концепций. Можно ли требовать большего?
"Лобстер" завораживает с первых кадров и не отпускает до самого конца, предлагая стать свидетелем странного мира со странными правилами, деталей которого так до конца и не раскроют. Но вместо этого греческий режиссер оставляет зрителю пространство и пищу для размышлений, которыми грех не воспользоваться.
Что ещё почитать:
Два других фильма Йоргоса Лантимоса - "Убийство священного оленя" и "Фаворитка"
К списку всех рецензий
Игра про Киану Ривза в твоей голове
Второй сезон сериал про семейку супергероев
Фантастика про становление избранного на пустынной планете с червями и её экранизация
Четвёртая часть игры про спасение мира и уничтожение древних богов
Роман про аутичного гроссмейстера
Сериал про женщин-убийц
Мелодрама про влюблённых вампиров Джима Джармуша
Результаты Geo-челленджа
Итоги 2020 года
Аниме про свинью-пилота
Второй сезон сериала про супергероев с комплексами
Первая игра на PS5, демонстрирующая возможности нового геймпада
Триквел бади-экшена про копов из Майами
Пошаговая стратегия про бульдозер с людьми в пост-апокалиптической пустыне
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
|
</> |