Реалии на земле

Оказывается, это не новояз Лаврова, а устоявшееся выражение из 70-х годов. «Facts on the ground». «Факты на земле». Эти факты не изучают, а создают. Классический прием Холодной войны, когда стороны не ведут добросовестные переговоры, а молча сопят, пихаясь локтями. Classic. Так описывают стратегию Израиля на Западном берегу (Палестина), где один из трех секторов (крупнейший, Зона С, 60% территории) находится под прямым управлением Израиля и где продолжается колонизация (в нарушении соответствующих резолюций ООН 1960-70 гг.). Израиль поставил всех перед фактом колонизации, надеясь, что со временем этот факт будет признан международным сообществом. 50 лет прошло – пока никак.
В 1967 году, как известно, Израиль оттяпал у арабов Западный берег (реки Иордан), Восточный Иерусалим, Сектор Газа и Голанские высоты. Всё это теперь принято называть «частично оккупированными Израилем территориями» [«частично», потому что Израиль оставил Газу]. Можно по-разному относиться к этому обозначению в зависимости от ваших личных предпочтений и пристрастий, но фактом остается то, что международное сообщество (ООН, СБ ООН и правительства многих стран) НЕ признает израильский суверенитет над этими землями. Термин «арабские территории, оккупированные с 1967 года» прочно закрепился в лексиконе дипломатов. Начало было положено резолюцией СБ ООН номер 242 (22 ноября 1967).
В 1980 году президент США Джимми Картер дал отмашку своему госсеку Сайрусу Венсу и представителю США в СБ ООН Дональду МакГенри проголосовать за резолюцию №465 (1 марта). Эти трое мужчин потом будут оправдываться, что произошло недопонимание, ошибка, что они вообще-то хотели ветировать. Их можно понять: накануне выборов местное еврейское лобби рвало и метало. Их успокаивали запоздалыми извинениями, но дело было уже сделано. В резолюции №465 США впервые официально признал выше обозначенные территории «оккупированными Израилем». С тех пор позиция Вашингтона по этому вопросу не изменялась. Рейган, Клинтон, Буш-мл., Обама продолжали дело Картера. Когда в конце 2016 года уходящий Обама выступил с резкой антиизраильской речью, обидев Нетаньяху в вопросе о поселенцах, многие, те, что с короткой, почти девственной, исторической памятью, пребывали в шоке от происходящего. Небеса упали на землю, Америка ополчилась на своего ближневосточного союзника!!! Так вот, зарубите себе это на носу. Правительство США считает Восточный Иерусалим и прочие три территории оккупированными с 1980 года [следует перепроверить то, что Восточный Иерусалим попал в этот американский список только в 1987 году по инициативе Рейгана].
Палестинский тупик выглядит вежливым парламентским диспутом по сравнению с замороженным конфликтом в Кашмире, где жертв было в сто раз больше. После падения Британского Раджа индусы и пакистанцы вцепились в этот преимущественно мусульманский регион. Когда Лой Хендерсон прибыл в Нью-Дели в 1948 в качестве посла США, индусские и пакистанские войска всё еще направляли друг на друга штыки, и тогда казалось, что бои скоро возобновятся. Премьер-министр Неру вёл себя словно ирландец из анекдота про шестимесячную забастовку: «Существует опасность того, что мы договоримся и что мне таки придется вернуться на работу». Бои начались в 1947. И к 1949 обе стороны уже устали от сражений. Но переговоры о перемирии всё еще никак не начинались. Американцам было плевать на Кашмир, и они ждали британского посредничества. Советский Союз не спешил влезать в эту горячую точку и щедро предлагал Штатам, чтобы американцы взвалили эту проблему на себя. Американцы винили Индию в провале переговоров, и они были правы в своей оценке. Переговоры предполагали проведение плебисцита в Кашмире, но Нью-Дели такого счастья было не надо. Индусское правительство предпочитало патовую ситуацию плебисциту. Нью-Дели свои «факты на земле» уже установило. Затягивание играло на руку Индии, которая контролировала наиболее развитые части Кашмира. Плебисцит же вернул бы эту провинцию в Пакистан. 70 лет прошло, и международное сообщество по-прежнему называет Кашмир «спорной территорией».
Даниэль Курц-Фелан использовал это выражение (facts on the ground) для описания действий китайских коммунистов в Маньчжурии в первой половине 1946 года. Вплоть до полного вывода советских войск с северо-востока Китая третьего мая маоисты просачивались в Три восточные провинции [так официально называли Маньчжурию] крайне осторожно. Они избегали крупных городов (где располагались советские гарнизоны), растворяясь по сельским закоулкам. Времени они не теряли, создавая «факты на земле». Эта стратегия позволила им моментально занять всю Маньчжурию со складами японского оружия, оставленного заботливым советским Военторгом. Ихтамнет: Начало.
Аннексию Прибалтики Советским Союзом в 1940 также можно считать примером «реалий на земле». США не признавали ту аннексию (См. Декларацию Уэллеса от 23 июля 1940), но признавали границы СССР как таковые [я не могу объяснить этот парадокс]. Правительство США заморозило зарубежную собственность трех прибалтийских республик, отказав СССР в праве доступа к ним. Американским дипломатам было запрещено [Госдепом] представлять правительство США в этих трех советских республиках. Они там могли появляться только в своей частной ипостаси [например, на культурных мероприятиях в качестве частных гостей]. Пятьдесят один год исполнилось тем реалиям на земле. Исторические соотечественники, приготовьтесь. Moscow is culling.
|
</> |